Схема комплексной оценки инвестиционной ценности


3. Процесс оптимизации инвестиционного портфеля
В результате проведенного анализа осуществляется реструктуризация портфеля с целью его оптимизации. Процесс оптимизации портфеля включает процесс продажи и приобретения инвестиционных ценностей, то есть управляющий решает задачу выбора тех или иных инвестиционных ценностей для покупки или продажи, с целью удовлетворения требований оптимальности инвестиционного портфеля.

В этой связи для определения возможных инвестиционных альтернатив и их характеристик проводится комплексный анализ инвестиционных ценностей ( 4), по результатам которого осуществляется процесс инвестирования.
Организация оценки инвестиционной привлекательности по такой схеме обоснована следующим. Первоначально управляющий портфелем должен определить, что за инвестиционная ценность предлагается, поскольку различные виды инвестиционных ценностей (реальные, финансовые, интеллектуальные) подразумевают различную степень доходности и риска.

В этой связи, одним из главных экзогенных факторов является инвестиционная привлекательность региона.
 
4. Схема комплексной оценки инвестиционной ценности
На первом этапе анализа определяется вид инвестиционной ценности. В зависимости от вида выбираются критерии для анализа репутации инвестиционной ценности.

Следует отметить, что репутация инвестиционной ценности это характеристика, позволяющая оценить весь предшествующий планируемой сделке инвестиционный процесс, связанный с данной инвестиционной ценностью, то есть, оценить колебания стоимости, прибыли, риска и другие характеристики данной инвестиционной ценности.

Таким образом, оценка репутации это ретроспективный анализ инвестиционной ценности.
Один из главных вопросов, задаваемых инвестором: сколько заплатить за инвестиционную ценность, чтобы не снизить планируемый доход? Поэтому следующим этапом анализа является оценка реальной стоимости инвестиционной ценности, которая проводится путем определения:

  • минимальной приобретаемой доли объекта инвестиций;
  • стоимости минимальной доли;
  • вариантов оплаты приобретаемой доли.

Если объект инвестиций представляет собой сложное образование акционерное общество и его пакет акций, корпорация и его подразделения, интеллектуальная собственность, результаты научного исследования и др. то, зачастую, бывает необходимо определить какая минимальная "доля" объекта инвестиций подлежит приобретению или продаже, после этого, в зависимости от приобретаемого влияния на объект инвестиций, определяется цена доли объекта и варианты оплаты.
Если репутация и стоимость инвестиционной ценности приемлемы для инвестора, то проводится оценка формальных и неформальных показателей, характеризующих данную инвестиционную ценность.
К формальным относятся показатели, которые могут быть рассчитаны на основе формул, имеют четкое разграничение на исходные и результативные показатели. Неформальные показатели это характеристики инвестиционной ценности, аналитический расчет которых невозможен по тем или иным причинам.
Набор показателей для оценки инвестиционной привлекательности может меняться в зависимости от вида инвестиционной ценности. После проведения анализа репутации, оценки реальной стоимости, а также оценки формальных и неформальных показателей для каждой инвестиционной ценности проводится сравнение альтернатив и выбор приемлемых для инвестора вариантов инвестирования и реструктуризации портфеля.
1.3. Конкурентоспособность региона и методика ее оценки Невозможность использования в субъектах Федерации общих, единых для России в целом мер проведения реформы требует внесения корректив в ход ее осуществления, придания ей региональной направленности. Объективная необходимость регионализации проводимых реформ предопределена также и тем, что ограничивается возможность министерств и ведомств влиять на ход проведения реформ, а новый рыночный механизм пока работает недостаточно эффективно.
Все это говорит о необходимости определения роли и места региона в экономическом пространстве Российской Федерации, его потенциальных возможностей и перспектив развития. Чтобы решить данную проблему, нам представляется целесообразным применение на уровне региона таких экономических категорий как “конкурентоспособность” и механизм ценообразования.


Анализу конкурентоспособности, особенно на уровне предприятия, отрасли, региона, страны в отечественной и зарубежной экономической литературе уделено большое внимание. В частности, некоторые авторы подчеркивают, что "конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и особенно, с его уровнем".

Нельзя всерьез рассчитывать на обоснованно высокую конкурентоспособность отрасли или предприятия, если в государстве не отрегулированы основные балансы политического, социального и экономического характера.

В этой связи можно уверенно утверждать, что главный уровень обеспечения конкурентоспособности макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы государства. За ним по значимости идет мезоуровень, где формируются перспективы развития региона, отрасли или корпорации, то есть охватывающий группу предприятий.

На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара.

Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях, и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные общехозяйственные и отраслевые преимущества.
Можно сказать, что конкурентоспособность конкретного объекта это экономическая категория, позволяющая оценить положение данного объекта относительно сходных объектов-конкурентов на рынке, выраженная через определенный набор показателей (индикаторов).
При этом наиболее объективным комплексным показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение региона на национальном рынке, и затем положение страны на мировом рынке, является показатель региональной конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно определить как способность региона в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям рынка, реализация которых увеличивает благосостояние региона, страны и отдельных ее граждан.
Однако необходимо отметить, что современные концепции западной экономической мысли по разному трактуют понятие региональной конкурентоспособности. А некоторые ученые вообще предлагают отказаться от использования данного понятия, ссылаясь на то, что главная цель экономической политики региона обеспечить своим гражданам достаточно высокий уровень жизни, который бы имел повышательную динамику.

Способность региона сделать это зависит не от какого-то аморфного понятия “конкурентоспособность”, а от того, насколько продуктивно используются национальные природные ресурсы, а также труд и капитал. При этом, продуктивность может быть выражена как стоимость отдачи от единицы труда или капитала.

То есть, продуктивность региона зависит как от качества и характеристик продуктов (этим определяется цена, которую могут назначить), так и от эффективности, с которой такие товары производятся. В конечном счете продуктивность главная определяющая уровня жизни в регионе, поскольку в ней основной источник дохода на душу населения.

Продуктивность людских ресурсов определяет их заработную плату, а продуктивность использования капитала доход, который получают его владельцы.

Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне региона это продуктивность использования ресурсов.
В мировой практике, как правило, оценивается конкурентоспособность экономики страны. В частности, международные экономические организации, такие как Всемирный экологический форум, Мировой банк оценивают конкурентоспособность экономики страны по 330 критериям, выделяя ряд определяющих факторов, таких как:

  • совокупная мощь страны (экономический потенциал);
  • интернационализация (степень участия в международной торговле и инвестиционных потоках);
  • правительство (стимулирующая роль государства);
  • финансы (функционирование рынка капиталов и качество финансовых услуг);
  • инфраструктура (соответствие ресурсов базовым потребностям бизнеса);
  • наука и технология (потенциал и результативность НИОКР);
  • люди (численность и качество трудовых ресурсов).

Конкурентоспособность экономики страны определяется как результат взаимодействия перечисленных факторов, особенностей хозяйственно-политической среды, организационных способностей и эффективности механизма функционирования экономики, ее хозяйствующих субъектов.
Однако в международных концепциях понятие “конкурентоспособность” практически не связывается с регионом, хотя рейтинговые оценки по отдельным показателям распространены довольно-таки широко. На наш взгляд, такой подход является недостаточно обоснованным.



Содержание раздела