Объем торгов на рынке ГКО/ОФЗ


Интерес к различным выпускам гособлигаций был избирательным, наиболее торгуемыми были самые короткие бумаги: в начале года ГКО, затем ОФЗ-ПД серии25022 (погашение в феврале 2004г.).
Таблица 3. Объем торгов на рынке ГКО/ОФЗ

Месяц \ Объем торгов
В млн. руб.
ГКО
ОФЗ-ПД
ОФЗ-ФД/ФК
ОФЗ-АД
Суммарный
Январь 02
554,20
42,16
4 305,33

4 901,68
Февраль 02
424,86
50,16
5 327,80

5 802,81
Март 02
447,43
48,98
4 553,30

5 049,72
Апрель 02
635,77
47,77
11 280,24

11 963,78
Май 02
2 094,50
45,53
12 983,94
1 724,19
16 847,85
Июнь 02
2 225,01
77,30
10 856,93
4 419,33
17 578,56
Июль 02
1 320,88
12,38
8 412,73
3 432,40
13 178,38
Август 02
926,12
33,93
4 951,90
1 380,51
7 292,46
Сентябрь 02
1 221,59
112,98
8 685,27
6 044,38
16 064,22
Октябрь 02
2 519,47
156,70
8 650,84
9 293,43
20 620,43
Ноябрь 02
612,85
67,70
4 729,59
6 949,21
12 359,36
Декабрь 02
862,22
139,12
8 823,48
5 899,09
15 723,91
Изменение за месяц
+ 40,69%
105,50%
+ 86,56%
- 15,11%
+ 27,22%
Доля от суммарного объема в октябре
5,48%
0,88%
56,12%
37,52%
100,00%
Средний (янв-ноя)
1 224,39
63,23
7 676,26
4 749,06
12 043,16
Изменение к среднему
- 30%
+ 120%
+ 15%
+ 24%
+ 31%


Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активную роль государство должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может запустить это рынок в его цивилизованной безопасной форме.
3.
Наиболее важные вопросы, касающиеся займов органов местного самоуправления и оценки их долгов. О муниципальных заимствованиях в РФ мы можем говорить примерно с 1995-97гг., когда органы местного самоуправления России впервые стали использовать заемные средства для пополнения местной казны и осуществлять эмиссию ценных бумаг от своего имени. Пик заимствований приходится на 1998г., когда совокупный долг муниципальных образований (МО) РФ в капитальном внутреннем долге РФ оценивался как 25-30%.
Содержание, эволюция и механизм займов органов местного самоуправления. Законодательное оформление муниципальных заимствований начинается с момента реализации этой практики некоторыми МО РФ.

Так, к заемным средствам местного бюджета, согласно закону РФ О финансовых основах местного самоуправления(1997г.), относятся займы у юридических и физических лиц под выпушенные муниципалитетом ценные бумаги (муниципальные облигации, жилищные сертификаты), кредиты кредитных организаций, бюджетные ссуды у вышестоящих бюджетов (государственного и субъекта РФ).

Этот закон устанавливал лимит займов (долговых обязательств) МО: они не должны превышать 15% от объема расходов утвержденных проектом бюджета.
Вступивший в силу с 1.01.00г. Бюджетный кодекс РФ определяет муниципальные заимствования как займы и кредиты, привлекаемые от юридических и физических лиц, по которым возникают долговые обязательства МО как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств (статья 90). Проблема муниципальных займом рассматривается сейчас, прежде всего, в связи с источниками финансирования дефицита местного бюджета, к которым относят:
- муниципальные займы путем выпуска ценных бумаг от имени МО;
- кредиты кредитных организаций;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты;
- поступления от продажи муниципального имущества;
- изменения остатков средств на счетах местного бюджета.
Статьей 92 Бюджетного кодекса РФ установлен лимит на размер дефицита местного бюджета - не более 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов (некоторые исключения связаны с поступлениями от продажи имущества).
Содержание, структура и управление муниципальным долгом.
Использование муниципальных заимствований ведет к образованию муниципального долга и необходимости его обслуживания. Муниципальный долг-совокупность долговых обязательств муниципального образования, обеспечивается всем муниципальным имуществом составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования в РФ могут существовать в виде:
- кредитных соглашений и договоров;
- займов путем выпуска муниципальных ценных бумаг;


- договоров и соглашений о получении МО бюджетных ссуд и кредитов от бюджетов иных уровней;
- договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
В объем муниципального долга включаются:
- номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
- объем долга по кредитам;
- объем долга по бюджетных ссудам и бюджетным кредитам от бюджетов иных уровней;
- объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным МО.
Органы МС используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства погашаются в сроки определяемые условиями займа и не могут превышать 10 лет.
Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с уставом МО. При управлении долгом используется его реструктуризация.
Реструктуризация муниципального долга - прекращение долговых обязательств, с заменой их на другие, предусматривающие иные условия обслуживания и погашения обязательств (может идти с частичным списанием суммы основного долга).
Предельный объем муниципального долга. Верхний предел муниципального долга устанавливается правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год в т.ч. и предельный объем обязательств по муниципальным гарантиям.

Он не должен превышать объем доходов бюджета без учета финансовой помощи и бюджетов иных уровней.
Программа заимствований МО. Программа муниципальных заимствований - это перечень займов на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем займов, направляемых на покрытие дефицита и погашение муниципальных долговых обязательств.

Если займы обеспеченные, то указываются данные об эмиссии обязательств и перечень имущества, которое служит обеспечением данных обязательств.

Программа предоставляется исполнительным органом представительному в виде приложения к проекту решения о бюджете на очередной год. Сюда же включаются соглашения о займах предыдущих лет, если они не утратили силу.
Предельные объемы расходов на обслуживание и погашение муниципального долга. Осуществление муниципальных заимствований и предоставление гарантий иным заемщикам допускаются только при утверждении параметров:
- средства из источников финансирования дефицита местного бюджета должны составлять не более 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов;
- предельный размер муниципального долга устанавливается правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год в т.ч. и предельный объем обязательств по муниципальным гарантиям. Он не должен превышать объем доходов бюджета без учета финансовой помощи и бюджетов иных уровней;
- предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга не должен превышать 15 % объема расходов местного бюджета.
Если при исполнении бюджета нарушаются данные параметры и МО не в состоянии обслуживать и погашать свои обязательства, то принятие новых долговых обязательств возможно только путем установления утвержденных параметров. При этом уполномоченный на то орган субъекта РФ может применить меры:
- назначить проверку исполнения местного бюджета;
- передать его исполнение под контроль органа исполняющего бюджет субъекта РФ;

  • принять иные меры предусмотренные законодательством РФ.

Поступления средств от займов отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета, а расходы на обслуживание долговых обязательств по муниципальным ценным бумагам как расходы на обслуживание муниципального долга.
Предоставление муниципальных гарантий (МГ). МГ предоставляются юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами.

Решением о бюджете на очередной финансовый год устанавливается перечень муниципальных гарантий на сумму, превышающую 0, 01% расходов местного бюджета.

Они предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления, который обязан провести проверку финансового состояния получателя гарантии.
Бюджетные учреждения в РФ не имеют права получать кредиты у кредитных организаций, юридических и физических лиц, за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Муниципальные унитарные предприятия регистрируют свои займы у третьих лиц в соответствующем финансовом органе, который и ведет реестр их задолженности.
Система учета и регистрации муниципальных заимствований. МО РФ регистрируют свои займы в Министерстве Финансов РФ.

Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченным органом в муниципальную долговую книгу в срок не более 3 дней с момента возникновения обязательств.

Эта информация в обязательном порядке передается органу, ведущему долговую книгу субъекта РФ и затем в государственную долговую книгу РФ.



Содержание раздела