Муниципальная долговая книга содержит информацию об объеме долговых обязательств МО (в т.ч. гарантий), о дате заимствований, о формах обеспечения, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другую информацию, состав которой определяется представительным органом местного самоуправления муниципальных заимствований. Ответственность по муниципальным облигациям.
Отличие муниципальных займов от государственных состоит в том, что выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местного бюджета. Государство не несет ответственности по обязательствам МО, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства.
Порядок выпуска муниципальных облигаций, размещения, обращения, и распространения их определяется законодательством РФ. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом ОМС о местном бюджете на текущий финансовый год.
Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения бюджета.
Методологические подходы к организации муниципальных займов в РФ.
Данная проблема достаточно подробно была рассмотрена в трудах русских экономистов Л.А. Велихова, А.В. Чаянова.
Они исходили из той посылки, что займы носят возвратный характер и должны использоваться только на развитие МО.
Велихов выделял обыкновенные (текущие) расходы коммун и чрезвычайные (не постоянные). Для покрытия этих расходов должны использоваться различные источники доходов, которые можно назвать экстрординарными:
- отчуждение имущества;
- заблаговременное накопление фондов;
- субсидии государства;
- заем или кредит.
Особую важность для развития территорий имеют заемные средства. Источниками их могут выступать:
- население;
- государство;
- частные кредитные учреждения;
- другие органы местной власти (взаимный кредит).
Наиболее значимой формой муниципальных займов является взаимный кредит, который подразумевает объединение ресурсов муниципальных образований для решения конкретных задач.
Велихов выделяет четыре формы взаимного кредитования:
- посредничество при отыскании нужных кредитов;
- создание учреждений для взаиморасчетов между МО-ми без посредства денег;
- муниципальные банки, в которых ответственность ограничена долей участия каждого МО.
- муниципальные банки взаимного кредита с солидарной ответственностью.
Применение той или иной формы взаимного кредита зависит, прежде всего, от величины МО и его финансово-экономической мощности. Сейчас в РФ существуют МО с формирующими ФПГ (финансово-промышленными группами), где учитываются все 4 формы взаимного кредитования и МО, которые объединяют муниципальные гарантии для получения наиболее дешевого и крупного займа.
Современный научный и нормативно-правовой подход к муниципальным заимствованиям России состоит в том, что они рассматриваются как один из источников образования муниципальных финансов, в частности, источник финансирования дефицита местного бюджета (по проекту или в ходе его исполнения), источник финансирования бюджета развития (капитальные вложения) или целевых муниципальных программ.
Практика муниципальных заимствований в РФ показывает, что многие МО использовали и используют данный механизм мобилизации финансовых ресурсов на территории. Этот инструмент применяется и для финансирования дефицита местного бюджета через муниципальные облигации и кредиты коммерческих банков и для финансирования целевых муниципальных программ капитального характера (предусмотренных Уставом МО), например, строительство жилья в городе, обновление подвижного состава общественного автотранспорта, другое.
Остановимся на этом поподробнее.
Использование муниципальных займов для финансирования капитальных затрат. Органы местного самоуправления осуществляют капитальные расходы, в основном, за счет средств бюджета развития. Регулирование этих расходов должно предусматривать:
Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль и другие). Также необходимо отметить, что большинство МО РФ имеют и большие проблемы по обслуживанию своих муниципальных долгов и, особенно, погашению их.
Отсюда, анализ методики и практики муниципальных заимствований в РФ имеет большое научное и прикладное значение.
Таким образом, в широком смысле слова, в качестве муниципальных займов рассматриваются денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита местного бюджета от физических и юридических лиц (резидентов или нерезидентов) на основании заключенных договоров, по которым возникают долговые обязательства МО как заемщика или гаранта.