Конституционная гарантия


1. Право каждого муниципального образования на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления. Вмешательство вышестоящих (иных) органов в разработку, утверждение и исполнение местного бюджета не допускается.

Принцип такой независимости органов местного самоуправления в отношении подведомственного бюджета закреплен в Конституции РФ (ст.

132) и названных федеральных законах.
В законодательстве особо указывается на принадлежность бюджета именно муниципальному образованию, местные органы самоуправления при этом выполняют процессуальные функции формирования и исполнения бюджета. Такая правовая взаимосвязь подчеркивает направленность местного бюджета на интересы населения соответствующего муниципального образования, ее общее экономическое и социальное развитие.

Поэтому встречающийся в юридической литературе и иногда в нормативных актах термин типа бюджет органов местного самоуправления можно воспринимать лишь как условный, не обладающий необходимой четкостью.
Местный бюджет это бюджет муниципального образования, формирование и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Он является важнейшей частью финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении этих органов.

Из местных бюджетов средства направляются на социально-экономические программы, содержание органов местного самоуправления.
Средства местных бюджетов используются для расходов, связанных:
а) с решением вопросов местного значения, установленных законодательством;
б) с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
в) с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам, по ссудам и иные расходы.
2. Право выделять в качестве составной части местного бюджета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными образованиями.
3. Право на получение из вышестоящих бюджетов необходимых финансовых ресурсов при наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями.
4. Право на получение собственных закрепленных федеральным и региональным законодательством за местными бюджетами доходов, а также отчислений от регулирующих источников доходов.
Так, за местными бюджетами закреплены местные налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ.
К другим собственным доходам местных бюджетов отнесены:
доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;
доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;
платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленными в соответствии с законодательством РФ;
не менее 50% налога на имущество предприятий;
подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;
государственная пошлина.
Кроме того, в местные бюджеты зачисляются доли (в процентах) федеральных налогов, распределяемые между бюджетами разных уровней (часть подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость и др.).
При недостаточности средств для сбалансирования местных бюджетов им передаются из бюджетов субъектов РФ дотации, субвенции, ссуды по решению представительных органов власти субъектов Федерации, оказывается помощь из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
5. Право самостоятельно расходовать средства местных бюджетов: определять объем финансирования из местных бюджетов по социально-экономическому развитию муниципального образования и направления использования бюджетных средств на эти цели, а также на содержание органов местного самоуправления, другие цели.
Органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений, правоохранительных органов и др., определять дополнительные льготы и пособия и т.п.

6. Право образовывать в местных бюджетах в пределах объемов их бюджетов резервные и целевые фонды, а также оборотную кассовую наличность.
7. Право самостоятельно использовать свободные бюджетные средства. К ним законодательство относит дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета средства и суммы превышения Доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате превышения доходов над расходами или экономии в расходах. По решению представительного органа местного самоуправления они
могут быть вложены в хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, за их счет предоставляются процентные и беспроцентные займы.
8. Право объединять на договорной основе средства местного бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения. При этом бюджеты могут быть любого уровня, так как в законодательстве на этот счет не содержится каких-либо ограничений.
9. Право представительного органа местного самоуправления устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ местные налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в местный бюджет, а также право определять размеры этих платежей, льготы. Право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы закреплено в Конституции РФ (ст.

132).
10. Право на компенсацию увеличившихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти.

Это право как важная гарантия стабильности местных бюджетов закреплено в Конституции РФ (ст.

133).
Здесь имеются в виду случаи, когда принятое вышестоящим органом власти решение приводит к уменьшению доходов и увеличению расходов местных бюджетов. Компенсация производится за счет средств вышестоящих бюджетов.
11. Право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять организационные формы контроля за исполнением утвержденного им бюджета.

Так, по их решению может быть создана муниципальная налоговая служба для сбора местных налогов и сборов, муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета.
12. Право органов местного самоуправления регулировать бюджетные отношения на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с компетенцией, определяемой законодательством РФ и субъектов Федерации. Они принимают решения по вопросам распределения и использования бюджетных
доходов муниципальных образований, конкретизируют правила бюджетного процесса применительно к местным условиям в принимаемых ими нормативных актах (например, положении о бюджетном процессе) и т.д.
13. Гарантированное Конституцией РФ право местного самоуправления на судебную защиту (ст.

133), распространяющееся и на область бюджетных отношений.
В случае нарушения вышестоящими органами власти бюджетных прав административно-территориальных единиц соответствующие представительные органы местного самоуправления вправе обратиться за их защитой в арбитражный суд. Конституционная гарантия усиливает значимость этого права.
Законодательство исходит из принципа равенства всех муниципальных образований в праве на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления, в их правах на получение, распределение и самостоятельное использование бюджетных доходов. Однако особенности муниципальных образований, обусловленные, в частности, законодательством субъектов РФ, влияют на конкретное содержание принадлежащих им бюджетных прав.

Налоги, их понятие и роль
В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства.

Это обусловлено новыми явлениями в экономике России, ее нацеленностью на переход к рыночным отношениям, где управление народным хозяйством требует активного использования инструментов финансового механизма, в том числе налогов.
Поэтому налоговое право как одно из подразделений (подотраслей) финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. Для последнего времени характерно существенное изменение налогового права.

Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм.

Формирующееся налоговое право Российской Федерации призвано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны.
Налоги один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций.



Содержание  Назад  Вперед