- обеспечение сквозной экспертизы инвестиционных предложений, проектов и контрактов (ИП), поданных заявителями в МКЗ,
- информационное, финансово-экономическое и научно-техническое обеспечение Инвестиционно-экономического Совета (ИЭС)
- организационно-методическое обеспечение проектного финансирования в процессе подготовки и реализации ИП.
Основная задача ЭС - проведение комплексной многоуровневой экспертизы финансово-экономического и технического состояния заявителя и возможности финансирования представленных (зарегистрированных) проектов. Экспертиза по всем составляющим проекта проводится экспертами - специалистами и организациями - в соответствии с регламентом и иными документами, утвержденными ИЭС (…).
"Москомзайм-инвестпроект" формируется из полномочных представителей функциональных и отраслевых подразделений Правительства Москвы, экспертные заключения "Москомзайм-инвестпроекта" являются официальным заключением о возможности и целесообразности использовании средств Финансовых фондов для финансирования инвестиционных проектов при их представлении для решения Инвестиционным Советом города Москвы (…).
При проведении экспертиз "Москомзайм-инвестпроект":
Рис. 1. Прямая схема оценки и отбора проектов для финансирования из фондов Комитета
Рис. 2. Смешанная схема оценки и отбора проектов для финансирования из фондов Комитета
Рис 3. Структурная схема оценки и отбора проектов для финансирования из фондов Комитета
Эксперты (физические лица и организации) подбираются на конкурсной основе, проходят аккредитацию и сертификацию при Комитете муниципальных займов и развития фондового рынка в соответствии с "Положением об аккредитации участников заемно-инвестиционного цикла" (см. Приложение).
Экспертиза производится на основе договоров между экспертами и Комитетом или его Учреждением, в которых определены условия взаимоотношения сторон, включая сроки проведения экспертизы и порядок вознаграждения, ответственность экспертов за полноту, объективность представленных заключений.
Назначение экспертиз и представление их результатов проводится в соответствии с "Инструкцией о порядке назначения и представления результатов экспертиз инвестиционных проектов, финансируемых из Финансовых фондов", которая утверждается Председателем Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка (см. Приложение).
Результаты оценки каждого проекта оформляются письменно в виде заключения экспертной группы (см. Приложение "Типовой формат аналитических оценок и экспертиз проектов для финансирования из Финансовых фондов") и передаются в Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка для представления с документами проекта Инвестиционно-экономическому Совету.
К участию в экспертизе и оценке проектов привлекаются консультационные фирмы и индивидуальные консультанты, обладающие необходимыми знаниями и опытом по экспертизе проектов.
Специалист или организация, привлекаемая для экспертизы проектов должны быть независимы от организации, представивший или разработавший проект.
Организация оценки и экспертизы проектов может осуществляться с использованием следующих основных схем:
прямая схема, при которой Комитет непосредственно получает заявки и проводит оценку проектов (рис.1);
структурная схема, при которой уполномоченные банки (финансово-инвестиционные институты) получают заявки и проводят оценки проектов, а Комитет одобряет или отклоняет отобранные последними проекты (рис.3);
смешанная схема, сочетающая обе вышеназванные (рис.2).
В ходе комплексной экспертизы проводятся следующие работы:
Экспертное заключение направляется в Инвестиционно-экономический Совет и носит рекомендательный характер (….).
Правовое и методическое обеспечение процесса реализации и сопровождения инвестиционных проектов.
При заключении сделки финансирования каждого инвестиционного проекта определяются формы и условия сопровождения с целью высокой гарантированности соблюдения параметров затрат, сроков и качества реализации.
Реализация небольших по объему и невысокой стоимости инвестиционных проектов может проходить при сопровождении определенной совместным решением рабочей группой представителей организаций, несущих прямую ответственность за возвратность средств финансированя. Для сопровождения особо крупных и технически сложных инвестиционных проектов по решению инвестиционного совета и по согласованию с заявителем может формироваться специализированный аппарат управления или назначаться специализированная организация.
Специализированным организациям по решению Инвестиционно-экономического Совета может передаваться сопровождение и других инвестиционных проектов, реализация которых требует особого надзора и контроля.
Во всех случаях условия сопровождения согласуются заинтересованными сторонами при решающем голосе Москомзайма.
Сопровождение инвестиционных проектов предусматривает четыре его вида:
Организационное - планирование, организация, координирование и контроль всего процесса сопровождения реализации проекта. Для осуществления организационного сопровождения реализации инвестиционных проектов в Москомзайме создаются соответствующие комиссия и специализированное подразделение (управление или отдел), в функции которого входит также обеспечение гарантий и возвратности заимствованных средств - Управление (отдел) сопровождения реализации инвестиционных проектов и обеспечения возвратности заемных средств.
Банковское сопровождение - оформление и выдача кредита на реализацию проекта, взимание платежей по кредиту и расчеты с Москомзаймом по кредитным ресурсам, оказание консультативной помощи заемщику по эффективному использованию и возврату заемных средств. При этом важными вопросами выступают:
- согласование графиков реализации инвестиционного проекта, его кредитования, возврата кредита, передачи кредитору средств займа и их возврата Москомзайму;
- согласования процентных ставок по кредитам, возврата заемных средств банками-агентами и доходности ценных бумаг облигационного займа;