Анализ мировой практики функционирования концернов


Анализ мировой практики функционирования концернов показывает, что предприятия-участники концерна связаны между собой, как правило, кооперационными, технологическими и другими хозяйственными связями. Концерн характеризуется единством управления и контроля (как правило, финансового). По сравнению с ассоциацией, концерн характеризуется наиболее высокой степенью централизации функций управления, а также широким кругом централизованно решаемых задач.

Поэтому предприятия, вошедшие в состав концерна, как показывает практика, в большей степени теряют свою экономическую самостоятельность.
В числе функций, выполняемых концерном и отличающих его от ассоциаций, выделяются такие как: финансовый контроль деятельности участников; разработка стратегии поведения на рынке концерна в целом и каждого участника в отдельности; координация деятельности участников с целью повышения эффективности объединения в целом; проведение единой ассортиментной, торговой, закупочной, инвестиционной, научно-технической политики; маневрирование товарными и финансовыми ресурсами, создание для этого соответствующих фондов и резервов; установление особых принципов внутренних взаимоотношений между участниками.
В розничной торговле базовой структурой предприятия для образования концерна становятся крупные розничные торговые предприятия, имеющие устойчивые прямые связи с производителями товаров, а также реализующие широкий товарный ассортимент.
Концерн в оптовом звене целесообразно создавать в тех случаях, когда для повышения эффективности работы оптовых предприятий требуется обеспечить жесткую централизацию выполнения отдельных функций. Такая ситуация возникает при создании в оптовом звене крупных складских комплексов с централизованными функциями транспортного и диспетчерского обслуживания.

Главной целью создания концерна, по-видимому, может быть обеспечение эффективного использования складских емкостей, интенсификация использования автотранспорта, подъемно-транспортного оборудования, рационализация использования производственного и обслуживающего персонала, рассредоточенного по различным оптовым предприятиям.
Относительно меньшее развитие в торговле может получить консорциум - временное объединение на договорной основе нескольких предприятий, осуществляемое в целях координации их деятельности при решении конкретной затратоемкой задачи или крупной целевой программы. При выполнении поставленной перед консорциумом задачи он прекращает свое существование либо преобразуется в другой вид договорного объединения.
По признаку взаимоотношений со сторонними организациями могут образоваться консорциумы закрытого и открытого типа. В первом случае в договорные отношения с третьими лицами может вступать одно из предприятий, выбранное остальными участниками лидером консорциума и несущие полную ответственность за выполнение всего комплекса обязательств.

Отношения остальных участников консорциума строятся на договорной основе, где предусматривается, в том числе, доля участника в обязательствах, принятых на себя лидером.

Лидером консорциума становятся обычно предприятия, имеющие наибольший удельный вес в выполнении поставленных перед консорциумом задач, знающие особенности избранной сферы деятельности или рынка сбыта предполагаемой продукции, принявшие на себя обязанности генерального подрядчика. Во втором случае в договорные отношения с третьими лицами вступает каждый участник консорциума и несет полную ответственность по своим обязательствам.
По признаку членства, как показывает практика, консорциумы могут носить как исключительный, так и неисключительный характер. В последнем случае член консорциума оставляет за собой право участвовать в работе других консорциумов.
Образовавшие консорциум предприятия обычно сохраняют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность, но подчиняются консорциуму в части решения поставленной перед ним задачи.
Образование консорциумов во внутренней торговле нашей страны может быть оправдано при выполнении комплексных программ с целевым централизованным финансированием. В розничной торговле такой консорциум может быть образован, скажем, при выполнении программы развития обслуживания населения.



В этом случае в консорциальном соглашении должны, видимо, оговариваться размеры средств, размещаемых между участниками, виды и порядок осуществления работ, ответственность участников, сроки завершения программы и т.д.

Оптовыми предприятиями консорциум может быть создан для выполнения государственного заказа по закладке и хранению этими предприятиями конкретного резерва товарной массы, необходимой для удовлетворения государственных нужд либо нужд конкретного заказчика. Вполне реальное развитие в оптовом звене могут получить консорциумы при решении таких задач как развитие материально-технической базы, а также особых видов торговой деятельности, например, посылочной торговли.
Опыт функционирования отечественных и зарубежных объединений показывает, что принципиальная схема построения их внутренней структуры может предусматривать выделение следующих основных звеньев:
высший орган управления, в котором представлены все участники;
исполнительный орган, формируемый высшим и осуществляющий оперативно-хозяйственное руководство текущей деятельностью объединения;
исполнительный аппарат, обеспечивающий подготовку и реализацию принимаемых решений; ревизионная комиссия, контролирующая всю финансовую деятельность, осуществляемую исполнительным органом и аппаратом.
Высшим органом управления объединением должно являться общее собрание (конференция) его участников. Оно определяет стратегию развития объединения, утверждает его планы и отчеты, принимает и изменяет устав, решает вопросы вступления в объединение и выхода из него, утверждает состав и порядок целевых фондов объединения, формирует исполнительный и контрольный органы объединения, принимает решение о прекращении его деятельности.
Исполнительный орган (правление, совет директоров) в этом случае осуществляет координацию деятельности участников, реализует основные направления хозяйственного развития, выработанные высшим органом, созывает общие собрания, осуществляет управление объединением. В период между созывами высшего органа решает вопросы текущей работы структурных единиц, ведет необходимую договорную работу, рассматривает кадровые, производственные, коммерческие, научно-технические, финансовые и другие вопросы.
Для реализации текущих общехозяйственных и управленческих функций исполнительный орган может создавать исполнительный аппарат, который непосредственно выполняет действия, вытекающие из функций исполнительного органа.
Контроль финансово-хозяйственной деятельности исполнительного органа осуществляет ревизионная комиссия. Комиссия докладывает высшему органу результаты проведенных проверок, составляет заключение по годовым отчетам и балансам.
Экономические взаимоотношения между участниками объединения должны строиться, по-видимому, на договорной основе. Разногласия между ними решаются органами суда или государственного арбитража в установленном порядке.

Предприятие-участник имеет право получать свою долю прибыли от совместной деятельности, если иное не предусмотрено уставом объединения.

Получение части прибыли, думается, может производиться пропорционально доле вклада предприятия в уставный фонд объединения.
С углублением рыночных преобразований в России первоначальное стремление во что бы то ни стало разъединиться сменилось, таким образом, пониманием необходимости создания различного рода отраслевых и межотраслевых структур, торгово-промышленных, оптово-розничных, торгово-финансовых объединений. Такое единение, очевидно, дает реальную возможность оживить торговлю, расширить ассортимент, повысить качество торговых услуг.

В настоящее время в России имеется около 100 тысяч различных объединений, в состав которых вошло три четверти общего наличия сети предприятий розничной торговли и общественного питания.
Необходимо, однако, отметить, что на втором этапе приватизации, когда активизировались процессы вторичной смены собственников и перераспределения собственности, неконтролируемый процесс образования объединений может привести к возникновению мощных частных торговых монополий взамен бывших государственных монополистов. Последствиями такого монополизма могут стать необоснованный рост цен, сужение ассортимента товаров, реализация только выгодной и дорогостоящей продукции.

Поэтому задача органов управления торговой сферой муниципальных структур - отслеживать возникновение таких тенденций.

Для этого необходимо не только иметь четкую картину торговой инфраструктуры, но и тесно взаимодействовать с органами Госкомимущества и антимонопольными комитетами, участвовать в формировании местных программ приватизации и демонополизации.
Кооперация и самоорганизация торговых предприятий - это, по сути дела, самоорганизация среднего класса - опоры государственности в демократическом обществе. Следовательно, государство должно стимулировать и поддерживать кооперацию предпринимателей, ибо тем самым оно укрепляет свои собственные основы.



Содержание раздела