Территориальная Торгово-промышленная палата


Согласно этому Закону «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Торгово-промышленная палата (ТПП) является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей своих членов на добровольной основе. Этот же Закон наделил Торгово- промышленную палату правом законотворческой инициативы.
Одним из основных направлений деятельности местной (региональной) торгово-промышленной палаты по развитию и поддержке предпринимательства является создание информационного пространства и адресная передача информационных потоков. С этой целью местной торгово-промышленной палатой создается некоммерческая Единая Информационная Сеть муниципальной структуры с участием в ней всех источников и потребителей деловой информации, включенная в Единую Информационную Систему ТИП Российской Федерации.
Территориальная Торгово-промышленная палата через выпускаемое ею печатное издание (информационный листок, газета, журнал) может комментировать и печатать заключения специалистов по совершенным сделкам, поступившим заказам и предложениям, помогать ориентироваться в мире бизнеса нарождающимся организациям, разъяснять и комментировать принятые Законы. В таком печатном органе регулярно могут показываться как цены на товары и услуги, так и аналитические исследования по их составляющим.

Многие торгово-промышленные палаты издают такие журналы и газеты (Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург и др.).

Торгово- промышленными палатами областей и крупных городов систематически выпускаются бизнес-справочники, в которых перечислены предприятия регионов (городов), выпускаемая ими продукция или оказываемые услуги.
Инициатива и координирующая роль территориальных ТПП должны быть направлены и на развитие и обеспечение функционирования структуры рекламного бизнеса и сервиса на местах. Территориальные ТПП способны взять на себя роль координатора развития рекламной инфраструктуры и сети рекламного обслуживания местных рекламодателей.

Решение проблемы лежит как в содействии становлению или развитию уже имеющейся сети производственных баз рекламы, специализированных рекламных агенств, повышению квалификации специалистов рекламы в торговых и производственных структурах, так и в изменении в целом отношения к рекламной работе как неотъемлемой составляющей предпринимательства.
Деятельность ТПП направлена на формирование инфраструктуры бизнеса, отвечающей международным торговым традициям. Так, решение хозяйственных споров, по моему мнению, может осуществляться в постоянно действующих Третейских судах, созданных при Торгово-промышленных палатах.
Кроме того, Палата призвана активно заниматься деятельностью, направленной на профессиональную подготовку и переподготовку кадров, связанных с торговлей и предпринимательством, сотрудничать с учебными заведениями в этой сфере. ТПП должна способствовать реализации потребностей предпринимателей и своего персонала в повышении квалификации по различным направлениям, знании местного рынка труда, иметь тесные связи с органами местной власти в создании под своей эгидой территориального учебного центра в области делового образования.

Палата должна участвовать в разработке программ обучения, организации и проведении семинаров для предпринимателей, руководителей хозяйствующих субъектов и персонала, располагать системой информирования о работе курсов, школ как в России, так и за рубежом, устанавливать и расширять контакты с другими партнерами ТПП Российской Федерации с целью привлечения научных и финансовых ресурсов из международных источников.
Другим возможным направлением деятельности и оказания услуг территориальными Торгово-промышленными палатами может стать организация представительств в Москве, Санкт-Петербурге и других промышленных и торговых центрах России. В их функции входит транспортное обеспечение, встречи и проводы бизнесменов, заказы билетов, бронирование гостиниц, визовая поддержка, организация встреч в посольствах, министерствах, работа со своими депутатами и многое другое.
Торгово-промышленной палате в муниципальных образованиях необходимо осуществлять также научно-аналитическую, исследовательскую и прогностическую деятельность, поддерживать регулярные рабочие контакты с руководством и ведущими научными сотрудниками образовательных, конструкторских и научно-исследовательских центров и учреждений.


ТИП содействует расширению сферы прямых контактов производителей и продавцов товаров с зарубежными партнерами, продвижению конкурентоспособной продукции на мировых товарных рынках.
Предприниматели получают в Торгово-промышленных палатах платные, а члены ТПП - бесплатные услуги в полном объеме:
-консультации по организационно-техническим, правовым проблемам внешнеторговой работы, подготовки кадров и сделок;
-информационные бюллетени по различным направлениям деятельности хозяйствующих субъектов;
-практическую помощь по развитию экспорта товаров и услуг;
-поиск российских и зарубежных партнеров для установления экономических, торговых и научно-технических связей;
-предоставление маркетинговой и конъюнктурно-экономической информации;
-услуги по экспертизе и контролю качества, количества и комплектности оборудования, товаров, сырья импортного и отечественного производства;
-услуги по выдаче удостоверений качества и сертификатов на собственную продукцию;
-услуги по договорно-правовому обеспечению всех направлений хозяйственной деятельности местных предприятий;
-содействие урегулированию споров и обеспечению защиты хозяйствующих субъектов;
-аудиторские проверки;
-услуги по оценке объектов недвижимости, оборудования, объектов интеллектуальной собственности;
-услуги по защите интересов хозяйствующих субъектов и предпринимателей в муниципальных, судебных и государственных органах;
-услуги по содействию открытию представительств зарубежных фирм и их аккредитации;
-услуги по переводу коммерческой документации, научно-технической, экономической, юридической, патентной и другой литературы;
-услуги по заполнению грузовой таможенной декларации, консультации по вопросам таможенного регулирования.
Торгово-промышленная палата в муниципальных структурах должна оказывать содействие хозяйствующим субъектам и предпринимателям в патентовании, подготовке пакета документов для регистрации товарных знаков, как в России, так и за рубежом.
Для реальной поддержки субъектов малого предпринимательства должен создаваться муниципальный Фонд на базе Центра поддержки малых форм бизнеса при Торгово-промышленной палате муниципальной структуры. И сам Фонд и привлечение разных форм инвестирования, в том числе накоплений населения, предназначены для краткосрочного кредитования проектов по созданию здоровой конкурентной среды.

Дополнительные средства предоставляются после экспертизы под гарантии муниципальной структуры.
Можно отметить, что до перехода на рыночные отношения в принципе имелась достаточно стройная административная система управления торговой сферой муниципальных структур, которая позволяла каждому элементу торговой сферы вписаться в эту общую систему. Управление базировалось на отношениях субординации и координации соответствующих органов, что позволяло принимать решения в масштабе всего муниципальной структуры.

Действовавшая административная система имела массу недостатков и поэтому объективно должна была быть ликвидирована в условиях рыночных отношений.

Но ликвидация плохо работающей системы управления не означает, что вообще не должна функционировать система отраслевого управления торговой сферой муниципальных структур, тем более что укрепление рыночных отношений объективно приведет к увеличению (а не к уменьшению) возможности разумного государственного регулирования.
По моему мнению, общая система управления торговой сферой муниципальных структур должна включать в себя две подсистемы:
систему органов хозяйственного управления отраслью, то есть. предприятий и организаций различных форм собственности и торговых систем (госсектор, система потребкооперации, коммерческие структуры), самостоятельно осуществляющих торговый процесс во имя получения прибыли;
систему органов государственного управления, которые устанавливают определенные правила функционирования самостоятельных предприятий торговли и контролируют их по ряду вопросов во имя интересов населения муниципальных структур и местного хозяйства.
Эти две подсистемы в целом должны функционировать во взаимосвязи и не выходя за рамки своих задач. Поэтому одной из первоочередных задач для органов местного самоуправления в сфере торговли является помощь созданию крупных торговых фирм (объединений, ассоциаций, торгово- финансовых групп и т.п.), охватывающих все виды торговой и хозяйственной деятельности (в том числе и оптовую торговлю), которые имели бы достаточные финансовые ресурсы для перспективных капиталовложений и могли бы разрабатывать отраслевые программы (развития материально-технической базы, изучения и формирования рынка, использования ресурсов и т.п.) и претворять их в жизнь.

Задачей высших органов управления торговлей муниципальной структуры должна являться разработка такого рыночного механизма, который бы способствовал и стимулировал организацию таких предприятий (через налоги, льготные кредитования, условия аренды муниципального имущества и земли и т.д.) и создания между ними необходимой конкуренции.



Содержание раздела