Конференцию католических епископов.



* * *

Чтобы закрепить морально-политический успех, достигнутый благодаря методам активного ненасилия, нужна альтернативная, созидательная программа. К сожалению, это тот самый акспект ненасильственной борьбы, которым до сих пор неоправданно пренебрегают. Если альтернативная программа слаба, нереалистична или практически отсутствует, то ненасилие восторжествует ненадолго, а вражда и конфликты, едва утихнув, разгорятся вновь.
Готовить конструктивную альтернативу надо заблаговременно, на том этапе, когда мы встаем на защиту своих попранных прав. Постигая смысл социальной и политической ответственности, проявляя солидарность, сотрудничая друг с другом и служа друг другу, мы взращиваем семена новых общественных отношений внутри наших базовых групп.
Работая над альтернативной программой, мы должны осознать, насколько взаимосвязаны решения самых разных задач, социальных и личных. Будем учиться этому у Ганди. Размышляя над проблемой общества, основанного на абсолютном уважении к человеку, на заботе о его коренных интересах и нуждах, он видел эту проблему во всей ее целостности, стремился показать, как триединая сила правды-справедливости-любви может проявиться в различных сферах жизни и деятельности людей - от народного просвещения до промышленного производства, от сельского хозяйства до фармацевтики.
Реалии индустриальных обществ, современного мира вообще таковы, что перед нами с особой остротой встают задачи борьбы за права женщин, за более справедливые экономические отношения между Севером и Югом. В этом же ряду - вопросы, связанные с охраной природы, переводом военных предприятий на производство мирной продукции, демилитаризацией внутриполитической жизни и остановкой гонки вооружений.
Окинем непредвзятым взглядом все, что происходит вокруг, и будем, в согласии с духом ненасилия, служить людям, не требуя, чтобы кто-то служил нам. Пусть осуществление альтернативного проекта начнется с изменений нашего поведения и повседневного быта в сторону большей простоты, большего уважения ко всему тварному миру. Много скромных инициатив такого рода предпринято в последние годы. Мы должны осмысливать этот опыт и, основываясь на нем, создавать структуры исследований, взаимопомощи, обмена информацией. Так мы обретем силу, необходимую, чтобы влиять на сознание общества и создавать предпосылки для утверждения - в той мере, в какой это вообще возможно - более разумного образа жизни на нашей планете.

И мы вновь почувствуем: все вокруг пронизано Любовью Творца, который и есть Жизнь во всей ее полноте и Мир для всего Им сотворенного.

* * *

Во время семинаров, проходивших в июне-июле 1984 г. в г. Силанг (провинция Кавите), Жан и Хильдегард Госс-Майр работали с немногочисленными (в общей сложности около 80 человек), но весьма заинтересованными аудиториями. В числе слушателей были лидеры легальной оппозиции, представители рабочих и крестьянских организаций, студенты, католические епископы, близкие по взглядам к Ф. Клаверу. Наряду с ним, большую помощь в проведении занятий оказали два других члена “Общества Иисуса” - видный теолог, профессор из Атенео о. Каталино Аревало и о. Хосе Бланко260.
Второй визит посланцев IFOR послужил прологом к созданию в июле 1984 г. филиппинского отделения “Содружества примирения”. Организацию под названием “Действия в пользу мира и справедливости” (Aksyon Para sa Kapayapaan at Katarungan - AKKAPKA) возглавил Х. Бланко. Ее секретариат разместился в Маниле, в помещении Апостолического центра иезуитов261.
Уже в августе 1984 г. сотрудники AKKAPKA провели своими силами трехдневный семинарский курс по методике четы Госс-Майр. В течение следующего года в тридцати провинциях Филиппин состоялось более сорока таких мероприятий. Практически повсюду, где они прошли, зародились базовые группы, о назначении которых говорилось выше.

Особое внимание уделялось подготовке будущих наставников, способных самостоятельно руководить учебными программами. Что касается подбора слушателей, то он опять-таки отражал намерение поддерживать связи со всеми без исключения слоями общества.


Подчеркивая, что позиция активного ненасилия вполне гармонирует с национальными традициями, последователи AKKAPKA постарались выразить ее дух и смысл средствами родного языка. На первый взгляд понятие alaydangal, введенное ими в местный политический лексикон, имеет мало общего с английским active nonviolence, хотя и подается в качестве его эквивалента: alay означает по-тагальски “дарение”, “подношение”, “жертва”, dangal - “честь”, “благородство”. Однако при более вдумчивом анализе этому новообразованию никак не откажешь в семантическом богатстве. “Дарение чести” подразумевает душевную щедрость, отрицание вражды, желание видеть партнера в любом сопернике, быть справедливым и открытым по отношению к другому человеку.

Слышны и мотивы самоотверженной, деятельной любви к людям, принесения себя в дар миру.
Само появление такого неологизма наводит на мысль, что стоящий за ним комплекс идей и ценностей осваивается отнюдь не поверхностно, что в обществе (или, по крайней мере, в какой-то его части) идет та внутренняя работа над собой, которая неотделима от ориентации на активное ненасилие.

* * *

Конечно, от малоизвестной организации, в которой к августу 1985 г. состояло менее тысячи зарегистрированных членов, трудно было ожидать переворота в филиппинской политике262. Но было бы заведомой ошибкой судить о влиянии AKKAPKA на умы и на ход событий, как и вообще о перспективах активного ненасилия на Филиппинах, лишь на основе скромных количественных показателей.
Созданное при поддержке духовных лиц, это объединение, в свою очередь, настойчиво апеллировало к духовенству. О результатах подобных усилий и о том, какие уровни иерархии оказались ими затронуты, позволяет судить пример Рикардо Видаля - архиепископа Себу, возведенного в 1985 г. в сан кардинала, а с января 1986 г. возглавлявшего национальную Конференцию католических епископов. Побывав в качестве слушателя на семинаре по активному ненасилию, он организовал у себя в епархии два аналогичных курса - один для священников и монахинь, другой для мирян - и поощрил дальнейшую деятельность этого рода.

Личные контакты с Жаном и Хильдегард, с руководителями и активистами AKKAPKA установились у кардинала Хайме Сина, не говоря уже об Ф.Клавере и его сподвижниках-епископах. Таким образом, открылась возможность транслировать ненасильственную идею, пользуясь каналами могущественной и всеприсутствующей церкви.
Через собеседования с супругами Госс-Майр и их семинары, а затем и через партнерство с AKKAPKA прошел ряд деятелей гражданской оппозиции, сыгравших поистине ключевую роль в февральской драме 1986 г. Помимо Бутца Акино, надо назвать Хосе Консепсьона, возглавлявшего “Национальное движение за свободные выборы” (NAMFREL), Альфредо Бенгсона, входившего в круг ближайших советников Корасон Акино, и, наконец, саму Кори263.
Учтем также, что многие неформальные движения и группы, составлявшие в 1983-1986 гг. “парламент улиц”, - экологические, феминистские, правозащитные, антивоенные, нацеленные на помощь беднякам и др., - изначально опирались в своей деятельности на какие-то элементы ненасильственного мировоззрения. Кроме того, участие одного и того же лица в двух-трех гражданских инициативах было тогда в порядке вещей. Поскольку многие члены AKKAPKA тоже придерживались этой практики, возникали неплохие предпосылки для их диалога с другими секторами “парламента улиц”, для укрепления внутри него сознательной ориентации на активное ненасилие.
Наконец, важно отметить, что “предложение” этих идей шло навстречу “спросу”, обусловленному спецификой отношений между основными отрядами оппозиции. Если один из них декларировал приверженность право-либеральным ценностям, а другой - марксистским постулатам, то третий, известный под именем “прогрессивных демократов”, явно отставал от первых двух по части идейного самоопределения. Однако положение этих отстающих было не вовсе безнадежно, ибо ненасильственная идея, как говорится, носилась в воздухе и отвечала их стихийным устремлениям.
Осваивая ненасильственное мировоззрение, “прогрессивные демократы” могли бы яснее показать себе и обществу, что, в отличие от “либерал-демократов”, не тоскуют по политическому строю, упраздненному Маркосом, и в то же время расходятся с “национал-демократами”, считающими, что путь к новой жизни лежит через вооруженную борьбу. Но логика этого же мировоззрения, столь высоко ценящего открытость и диалог, требовала сотрудничества как с либералами (на основе уважения демократических ценностей), так и с левыми (на основе признания, что настает время глубокой социальной трансформации).
Короче говоря, программная приверженность активному ненасилию дала бы “прогрессивным демократам” уникальный шанс и на политическую самоидентификацию, и на превращение своих структур в основу объединенной оппозиции. Маловероятно, чтобы наиболее проницательные из них не догадывались об этом.

* * *

С течением времени связи между AKKAPKA и IFOR не только не слабели, но становились разнообразнее и прочнее. Немало содействовал этому Ричард Дитс, курировавший в американском отделении “Содружества” межконфессиональные проекты.



Содержание раздела