Стагнация экономики


Стагнация экономики должна была выразиться в сокращении государственных расходов, которые не могли компенсироваться за счет повышения прямых налогов. • Утяжеление налогового бремени в условиях высокой инфляции отрицательно сказалось бы на капиталовложениях, в то время как их необходимо было поощрять, чтобы стимулировать деловую активность. Одновременно осуществлялся принцип нейтральности налоговой системы в плане ее воздействия на направление капиталовложений. Тем самым отходили от принципа селективности налоговых ставок, амортизационных отчислений, которые были заранее связаны с определенными предпочтениями в отношении отдельных отраслей.

Более широкое применение получили кредитные инструменты финансовой помощи государства, имеющей внебюджетный характер, и сократилась доля прямых бюджетных субсидий и безвозмездных ссуд.
Данное направление политики не привело к сокращению перераспределяемой доли валового продукта. Доля налоговых отчислений в ВВП стран ОЭСР возросла с 35,4% в 1982 г. до 37,3 в 1990 г. и 38,4% в 1999 г.
• Одной из примечательных черт в перестройке экономической политики 80—90-е годы явилась приватизация государственной собственности и резкое ограничение роли государства в качестве совокупного предпринимателя. Наибольших масштабов этот процесс достиг в Британии. Во всех индустриальных странах доля государственных предприятий в производстве ВВП сократилась с 9% в 1982 г. до 5% в 1998 г.
• В 80-е годы возобладало стремление усилить конкурентоспособность экономики путем сдерживания роста заработной платы, сокращения занятой рабочей силы. Это выражалось в различных формах: корректировка числа занятых в соответствии с изменением деловой активности, изменение рабочего времени, развитие субподряда, широкое использование временной работы. Либерализация рынка труда стала предметом повышенного внимания многих правительств.

Неспособность обеспечить устойчивый экономический рост часто связывается с негибкостью рынка труда.
Неолиберальные идеи и практика получили свое концентрированное закрепление в вашингтонском консенсусе, т.е. во взаимопонимании МВФ, МБ и министерства финансов США, где все основные экономические цели были сведены к снижению инфляции, уменьшению предпринимательской и регулирующей роли государства, усилению рыночных свобод во внутренних и внешних рынках. Пропагандистская машина западных стран превратила почти в непререкаемую догму утверждение о том, что государство — это слепой расточитель, а частный собственник — эффективный созидатель.
Создание государства всеобщего благоденствия, политика доходов выпали из приоритетов западных правительств. В условиях низких темпов экономического роста появились трудности в мобилизации средств на социальные цели, хотя во многих странах доля правительственных расходов возрастала, но более медленными темпами. В Германии, Швеции и Британии правительственные расходы оказались ниже уровня конца 70-х годов.

Были пересмотрены или отменены системы индексации заработной платы, которые в прежние десятилетия завоевали широкую популярность как средство защиты наемных работников от инфляции. Изменилось законодательство о минимальной заработной плате в сторону сдерживания ее роста. Во многих странах рост законодательного минимума опережал увеличение средней заработной платы.
Сдвиги в социально-экономической политике вызвали рост различий в динамике доходов различных групп населения. Они увеличились у богатейшей части, а доля наемного труда в национальном доходе снизилась.
Изменения в уровнях доходов сопровождались сдвигами в их источниках. Доля заработной платы понизилась. Так, в США в 1070 г. примерно 61% дохода семей составляли заработная плата и другие виды оплаты глав семей. В 1980 г. эта доля понизилась до 56%, а в 1990 г. — до 52, в 1997г. — до 47%.

Уменьшилась доля пособий, и одновременно повысилась доля доходов на капитал.
Опыт последних десятилетий показал, что использование человеческого фактора не может быть обеспечено на путях конфронтационного подхода. Страны, в которых в большей мере учитываются интересы широкого спектра социальных слоев, как правило, имели преимущества во внедрении новых моделей развития, в повышении конкурентоспособности. Поэтому промышленно развитые страны стали уделять значительно больше внимания вопросам занятости и безработицы. Высокий уровень безработицы вынуждает их наращивать государственное финансирование программ на рынке труда.



Удельный вес расходов на проведение политики занятости увеличился.
Осуществление экономического курса на повышение конкурентоспособности хозяйств индустриальных стран сопровождалось корректировкой преобладающих на рубеже 70—80-х годов представлений о том, что рыночные силы автоматически обеспечивают рациональную структуру экономики. Пришли к пониманию, что степень государственного регулирования не может опускаться ниже определенного уровня. Новый консенсус признал существенную роль государственной политики, которая позволяет рыночному механизму функционировать более эффективно в качестве инструмента развития.

Невидимая рука рынка не гарантирует преодоления трудностей, а либерализация хозяйственной деятельности требует дополнения рыночных механизмов тщательным государственным регулированием. Поэтому во второй половине 90-х годов, в частности, в западноевропейских странах, предпринимались попытки выработать третий путь, сочетающий активную роль государства и частного предпринимательства.

20.3. Основные направления
внешнеэкономической политики

Роль внешнеэкономической политики. Быстрый рост мирохозяйственных связей во второй половине текущего столетия привел к расширению и повышению роли внешнеэкономической сферы. Причины этого заключаются в том, что процесс интернационализации давно вышел за пределы сферы обращения, охватив в той или иной степени весь процесс воспроизводства.

С ростом интернационализации хозяйственной жизни возросли масштабы воздействия внешней сферы на национальные рынки. Для целого ряда стран внешнеэкономические связи из подчиненных переросли в определяющие, когда решающим становится конкурентоспособность страны, ее способность улучшать свое положение в мировом хозяйстве, завоевывать себе новые позиции.
Внешнеэкономическая политика направлена на решение задач, связанных с использованием выгод международного разделения труда. С ее помощью правительства стремятся обеспечить экономические и политические условия, облегчающие национальному капиталу приспособление к изменениям на международных рынках. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью экономической и внешней политики в целом.

Характерной чертой внешнеэкономической политики западных стран является отождествление ими своих интересов с общемировыми.
Общие направления политики в 50—60-е годы. После Второй мировой войны внутренние политические и экономические силы в капиталистических странах достигли определенного согласия в отношении распределения национального дохода и структуры экономики. Достигнув согласия в стране, правительства могли принимать международные обязательства и участвовать в создании международного экономического порядка. Внутренняя стабильность поддерживала их способность выполнять международные обязательства.

Конфронтация, характерная для взаимоотношений капиталистических государств в первой половине XX в., сменилась тенденцией к координации внешнеполитической и экономической стратегии. Этому способствовали усилия США по устройству мира под американским руководством, чему содействовало приобретенное ими во время войны экономическое превосходство. Достигнутые масштабы и степень хозяйственной взаимосвязи между индустриальными странами оказали глубокое воздействие на долгосрочные цели их политик.
В 50—60-е годы система внешнеэкономических отношений имела три основных компонента:
• валютную систему, основанную на долларе и фиксированных валютных курсах;
• торговую систему с акцентом на тарифы;
• сеть соглашений о помощи.
В валютной сфере созданная Бреттон-Вудская система была направлена на предотвращение резких колебаний валютных курсов, проведение девальваций. Для нее была характерна лидирующая роль США, закрепивших за долларом центральную роль в валютной системе.
В функционировании внешнеэкономических связей и осуществлении внешнеэкономической политики прослеживается ряд этапов. Первый этап характеризовался фиксированными валютными курсами, сильным валютным и таможенным контролем и преобладанием механизма двухсторонних платежей между странами. Одной из задач внешнеэкономической политики было обеспечение определенного равновесия внешнеэкономических операций, выправление торгового и платежного балансов страны.

В этих условиях механизм мирового рынка функционировал без серьезных сбоев.
Постепенно государства свои усилия стали направлять на расширение свободы действий национального капитала на международных рынках, на поощрение внешнеэкономической активности. Инициатором курса на либерализацию внешнеэкономических отношений выступали США, так как он отвечал интересам крупнейших американских корпораций.
Аспект либерализации проявлялся в разных направлениях.



Содержание раздела