Современная мировая практика


В 1984 г. проблема международной безопасности была поставлена экономическим совещанием стран — членов СЭВ, а в 1985 г. СССР впервые внес данную проблему на рассмотрение в ООН. Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Это предполагает создание соответствующего международно-правового механизма.
Проблема экономической безопасности в наибольшей мере затрагивает интересы развивающихся и восточноевропейских стран в отношениях Запад — Юг, Запад — Восток. Как показывает мировой опыт, ущерб наносится различными способами: нарушение нормального состояния международной торговли (применение эмбарго, введение чрезмерных количественных и тарифных ограничений, искусственное повышение или понижение цен на те или иные товары); создание ограничений на пути международного движения технологий в нарушение практики коммерческой деятельности и др.
Преднамеренный ущерб может наноситься валюте страны путем нарушения ее валютного режима, манипуляций по занижению валютного курса, замораживанию вкладов страны в иностранных банках, введению кредитных ограничений. Может целенаправленно нарушаться порядок движения капитала, в частности, путем организованного бегства из какой-либо страны, незаконной реквизиции или национализации без компенсации собственности иностранных инвесторов. В число нарушений международной экономической безопасности входят организация целенаправленной утечки научных и наиболее квалифицированных работников физического труда, нарушение существующей системы международного транспортного сообщения вопреки действующим соглашениям в этой области.
Возрастает число проблем, связанных с окружающей средой и транснациональными действиями (торговля наркотиками и др.), которые наносят экономический ущерб той или иной стране и приводят к серьезным экономическим потерям.
Современная мировая практика знает следующие основные способы обеспечения безопасности:
1. Сдерживание нежелательных действий при помощи различных средств давления, применение против нарушителя безопасности практических средств воздействия на уровне отдельных государств. В их число входит политический процесс, который предотвращает, завершает или дополняет силовые действия, оформляет их и узаконивает в правовом отношении. Все эти меры требуют определенного уровня экономической мощи государств, применяющих их.
2. Создание равновесия сил путем организации различного рода объединений и блоков на региональном и международном уровнях, однако сила становится менее действенным средством принуждения. Раньше цена насилия была относительно низкой и использование силы считалось допустимым, так как экономики были менее взаимосвязаны. В настоящее время использование силы между странами обходится дорого.

Экономическая взаимозависимость обычно связана с выгодами для обеих сторон, и разрыв отношений наносит обоюдный ущерб.
Национальная экономическая безопасность понимается как защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, подрывают достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывают повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому государству.
Основным вопросом безопасности вообще является экономический потенциал, соотношение сил у различных хозяйств. Экономический потенциал, составляющий в совокупности производительные силы общества, размеры национального богатства, определяет способность государства действовать в мировой экономической системе, оказывать на нее определенное влияние. Обеспечение национальной экономической безопасности предполагает не создание замкнутого, автаркического национального хозяйства, а взаимное уважение национальных экономических интересов, соблюдение определенных норм функционирования мировой экономики.

В этом отношении проблема национальной экономической безопасности имеет важное значение для республик бывшего Советского Союза, СФРЮ и ряда развивающихся стран (потеря регулируемости экономики, война суверенитетов, ненадежность экономических связей).


Национальная экономическая безопасность имеет внутреннее и внешнее проявления. В странах с высоким уровнем экономического развития при относительно низкой самообеспеченности основными ресурсами и многими видами продукции национальная экономическая безопасность довольно надежно гарантируется достаточной диверсификацией внешнеэкономических связей. Для страны с более низким уровнем экономического развития важное значение имеют вопросы достаточной самообеспеченности основными видами ресурсов и продукции.
Обеспечение национальной экономической безопасности создает благоприятные предпосылки для стабильного функционирования национальных хозяйств и мировой экономики в целом. Процессы интернационализации хозяйственной жизни в планетарном масштабе могут положительно развиваться только при сохранении и поддержании международной и национальной экономической безопасности.


Вопросы к теме

1. Охарактеризуйте понятие интернационализации и глобализации
экономической деятельности. Раскройте их различия.
2. Каков уровень развития мировизации хозяйственной деятельности в
сравнении с уровнем этих процессов в начале XX в.?
3. Проанализируйте влияние процессов глобализации на экономическое
развитие и положение национальных хозяйств.
4. Раскройте механизм взаимозависимости (внешнеторговый
мультипликатор).
5. Каковы основные меры по обеспечению экономической безопасности
национальных государств?



Содержание раздела