Дальнейшему разъединению способствует политика западных государств.


Дальнейшему разъединению способствует политика западных государств. Экономическая помощь западных стран нередко препятствует процессу производственного кооперирования, нарушает оставшиеся связи между платежеспособными предприятиями. Виртуальность экономического союза, отсутствие реальной координации внешнеэкономической деятельности, налоговой политики, механизма ответственности за выполнение принятых обязательств дополняются дроблением СНГ на различные субрегиональные группировки. Это Таможенный союз (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), преобразованный в Евразийское экономическое сообщество; Центрально-азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан); ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия); Союз Белоруссии и России, основанный на сохранении суверенитета двух государств. В качестве разъединяющихся моментов используются доводы о национальной самобытности, религиозной напряженности, геополитической ориентации, социально-экономическом положении.
Суверенизация хозяйств, клановостъ предпринимательской деятельности выступают тормозом развития кооперации на уровне хозяйствующих субъектов или интеграции на микроуровне. (Устойчивые кооперационные связи создают основу для образования международных финансово-промышленных групп.) Препятствием также выступают существующие различия в законодательствах.
Большинство стран СНГ переориентировали свои связи с РФ на другие зарубежные страны, на долю которых приходится 5/4 их экспорта и 2/3 импорта. У Российской Федерации, Армении, Грузии, Узбекистана внешнеэкономическая деятельность переориентирована преимущественно на третьи страны. Только у Белоруссии, Молдавии, Туркмении, Украины большая часть поставок идет на внутренний рынок Содружества.

Все это не способствует развитию взаимной торговли, а производственные связи становятся все менее взаимодополняемыми и взаимосвязанными.

34.5. Отношения Российской Федерации
с другими странами СНГ

Экономические отношения РФ с другими участниками СНГ формально относятся к числу приоритетных. Однако объем торговли с этPми странами за 1991—1999 гг. снизился со 138 до 19 млрд долл. Доля стран — участниц СНГ в российском товарообороте упала с 54,6 до 18,7%.

Произошли качественные изменения. Если в начале 90-х годов поддерживались кооперационные отношения, то в конце десятилетия доминировал простой обмен товарами.
На первом этапе правящие круги поощряли центробежные тенденции, рассматривая СНГ как обузу для РФ. Однако переориентация на западные рынки привела к резкому сокращению экспорта обрабатывающей промышленности. Потеря примышленных рынков наносит ущерб хозяйственному развитию Российской Федерации и может оказаться необратимой.
Необходимость поддержания внешнеэкономических связей вызывается исторически сложившейся специализацией и кооперацией, возможностью сбыта традиционной промышленной продукции средней наукоемкости. РФ может получать многие цветные и редкоземельные элементы (марганец, титан, хром, свинец, фосфор, уран, барий, висмут, стронций и др.), которые необходимы современному производству и ранее на 70—100% обеспечивались внутрисоюзными поставками.
Произошли изменения в географическом направлении внешнеэкономических связей со странами СНГ. Они проявились в значительном снижении удельного веса стран Закавказья и Средней Азии. С некоторыми странами этих регионов экономические отношения почти прекратились. Так, объем товарооборота с Азербайджаном снизился до 4% от уровня 1991 г.
В конце 90-х годов около 70% товарооборота Российской Федерации в рамках СНГ осуществлялось с Украиной и Белоруссией (35 и 33%). На Украину направляется основная часть российского экспорта, Белоруссия обеспечивает основную долю российского импорта. Далее с большим отрывом идет Казахстан.

Однако эти страны по величине торгового оборота уступают ФРГ и США.
В экспорте РФ в страны СНГ преобладают продовольственные, сырьевые товары, текстиль. Поставки продукции машиностроения при больших колебаниях к концу 90-х годов составили порядка 1/4 экспорта.


Неоднозначно развивались кредитные отношения. До 1993 г. в рамках единой рублевой зоны Центральный банк РФ был важным источником финансирования других стран СНГ. После распада рублевой зоны Российская Федерация продолжала финансирование других стран СНГ на коммерческих условиях в основном за импорт энергоносителей, но во второй половине 90-х годов почти для всех стран СНГ основным источником финансирования стали западные страны.

Общая задолженность стран СНГ Российской Федерации на начало 1998 г. составляла относительно небольшую величину — 6,6 млрд долл.
Незначительным является движение капитала в форме прямых инвестиций между РФ и другими странами СНГ. Прямые капиталовложения других стран СНГ в российском хозяйстве составляют лишь 1,5% общего объема ИПК. Крупнейшим инвестором среди них является Украина.

Вопросы к теме
1. В каком направлении развивались производство и структура
промышленности Российской Федерации в 90-е годы?
2. По каким показателям экономического и социального развития РФ
относится к развитым странам?
3. Существует ли устойчивая связь между динамикой мировых цен и
экономическим развитием РФ?
4. Охарактеризуйте социально-экономическую структуру хозяйства,
оказывает ли она влияние на экономическое развитие страны?
5. Раскройте характер участия РФ в мировой торговле.
6. Покажите особенности участия РФ в международном движении
капитала.
7. Охарактеризуйте роль и место РФ в мировом хозяйстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировая экономика последних десятилетий развивалась под влиянием многих проблем общепланетарного значения. Наибольшее влияние на развитие глобальной экономической системы оказали распад мировой социалистической системы, распространение товарно-денежных отношений, процессы интернационализации хозяйственной деятельности. В отдельных секторах хозяйства движение капитала происходит на общемировой основе, что усилило в экономическом развитии отдельных стран роль внешнеэкономических факторов.

Но эта тенденция развивалась противоречиво.
В промышленно развитых странах Запада и Азии усилилась регионализация торговых потоков, а в развивающихся государствах большая часть торговли осуществляется со странами вне регионов и подсистемы. Среди более чем 30 торгово-экономических группировок этой подсистемы мирового хозяйства ни в одной из них внутренняя торговля не превышает 25% общего экспорта. В развивающемся мире преобладают отношения Юг—Север, а не Юг—Юг.

Основные потоки товаров, капиталов концентрируются внутри трех ведущих индустриальных регионов. Обособление этих хозяйственных центров не способствует развитию факторов производства в планетарном масштабе.
Современное мировое хозяйственное развитие неразрывно связано с проблемой отсталости развивающихся стран, экономическим упадком восточно-европейских стран. В интернационализированном мировом хозяйстве продвижение каждой подсистемы и национальных экономик во многом зависит от состояния всех составных частей в целом. Развивающиеся страны прилагают усилия, чтобы вырваться из положения бедных и беднейших государств.

За последние десятилетия в экономическом и социальном развитии мирового хозяйства, в позициях развивающихся стран произошли изменения. Национальные хозяйства многих из них стали более диверсифицированными, значительное место в производстве заняла обрабатывающая промышленность, меняется лицо сельского хозяйства, преобразуется характер сферы услуг.
Доля нынешних развивающихся стран в мировом производстве за последние два десятилетия практически не увеличилась. Разрыв в уровнях экономического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами не сократился, а увеличился, в ряде регионов мира произошло снижение ВВП на душу населения. Целый ряд стран остается, другие оказались на периферии мирового хозяйственного развития, а взаимозависимость приобретает для них форму постоянной привязки к помощи.
Позиции развитых стран в 90-е годы укрепились в мировом производстве. Данный сдвиг произошел в результате распада мировой социалистической системы и резкого снижения производства в восточно-европейских странах. Западные страны упрочили свое положение в мирохозяйственных связях, сохранив доминирующие позиции на рынке готовых изделий, чему способствовало их абсолютное превосходство в научно-технической сфере. Вопреки концепциям международного разделения труда возросла их доля в мировых поставках топлива, продовольственных товаров, сельскохозяйственного сырья. Являясь крупнейшими экспортерами, развитые страны выступают и крупнейшими покупателями товаров и услуг.

Их внутриотраслевые связи развиваются главным образом в подсистеме развитых стран, несмотря на прогрессирующие процессы интернационализации производства. Анализ положения в мировом хозяйстве показывает, что, действуя глобально, используя ресурсы всего мира, западные страны воспроизводят прежде всего самих себя. Подобная ситуация не может не увеличивать диспропорциональность мирового хозяйства.

Она создает возможность наиболее развитой подсистеме получать односторонние преимущества в ущерб другим странам, у которых менее полно раскрыт их экономический потенциал.
Произошли изменения в соотношении сил между крупнейшими национальными экономиками. Увеличились расхождения в темпах экономического развития индустриальных стран. США в 80—90-е годы упрочили свои позиции в подсистеме развитых стран и в мировом хозяйстве в целом.

После поражения Советского Союза в холодной войне они опять стали единственной сверхдержавой в мире, добивающейся установления нового мирового порядка, который отвечает укреплению их лидирующих позиций.
Развитие ведущих экономик показывает, что не существует единого хозяйственного механизма для укрепления позиций той или иной страны в мировой экономике. Их опыт демонстрирует многовариантность методов приведения в действие различных факторов производства даже в единой подсистеме мирового хозяйства.
Современный хозяйственный рост привел не только к общему увеличению богатства, но и к нарушению равновесия между природной средой и человеком, к истощению природных ресурсов. Особенно остро нарушение равновесия человек — природа проявляется в развивающихся странах. Вырубка лесов в странах Тропической Африки способствовала многолетним засухам и сопровождавшему их голоду.

Происходит нарушение плодородия почв, выведение из сельскохозяйственного оборота огромных земельных пространств. Данные издержки роста не только отягощают нынешнее экономическое развитие, но и ложатся бременем на будущие поколения.
Среди проблем, ухудшающих состояние мирового хозяйства, не последнее место занимают вопросы занятости работоспособного населения как развитых, так и развивающихся стран. Одной из важных причин высокого уровня безработицы выступает рост производительности труда. Компании стремятся сократить издержки производства за счет рабочей силы с целью повышения конкурентоспособности своей продукции на международных рынках.

В развивающихся странах этот фактор дополняется неразвитостью производительных сил, огромной скрытой безработицей в сельской местности. Безработица не только подрывает положение основной производительной силы в экономике, но является первопричиной нищеты и голода.
Мировое хозяйство представляет собой многообразную, многоуровневую и иерархическую систему. Постоянно происходят сдвиги в соотношении сил, уровнях экономического развития. Существующий механизм функционирования глобальной хозяйственной системы в основном определяется взаимодействием наиболее развитых стран и не носит универсального, всеобщего характера.

Межгосударственная система экономического регулирования включает согласование основных направлений внутренней и внешней политики западных стран, либерализацию, открытость международных экономических связей, прежде всего капитала, торговли, сохранение и укрепление роли международных валютно-финансовых институтов. Как видно, она содержит рыночные и административные, нерыночные инструменты. Как те, так и другие силы во многих случаях действуют в пользу ведущих хозяйств, обладающих мощным экономическим потенциалом.
Положительную роль в решении основных вопросов современного хозяйства могли бы сыграть демократическая перестройка институциональной основы мирового хозяйственного механизма, придание главным международным и межгосударственным институтам универсального характера, учитывающие интересы всех субъектов мирового хозяйства.




















ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Раздел I. Мировая хозяйственная система 7




Содержание раздела