Выводы


Да, нынешняя российская наука в основе все еще продолжает оставаться советской, а это сдерживает развитие научно-технического потенциала России, его давно назревшую трансформацию к новым условиям рыночной экономики1. Советские номенклатурные ученые, оставшиеся на своих постах после 1992 г., в большинстве своем не выдержали проверки реформами и рынком. Для многих из них реальные рыночные реформы — это беда.
1 См.: ГохбергЛ. Статистика науки. М., 2003.

С. 30, 58, 59.
Итак, наша академическая экономическая наука пока не хочет помогать развитию рыночных реформ в стране, не хочет строить капитализм, т. е. не хочет отвечать потребностям современной жизни, мировым ориентирам и выбору Россией цивилизованного пути развития, по которому давно идут все развитые страны мира. Правда, это не мешает ей требовать все

новых и новых ассигнований на свое существование. Проводить реформу в своей науке, в ее институтах директора-академики тоже не хотят.
Как известно из Библии, пророк Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, прежде чем достичь Земли обетованной. Народ этот был привержен устоявшимся традициям, старым привычкам и совсем был не прочь вернуться в прежнее рабство. Только время, испытания, обучение новому и смена поколений помогут и нам прийти к Истине.
При движении к Истине у России, как отметил известный российский "олигарх" В. Потанин, два пути: а) путь нормального развития во взаимодействии с самыми развитыми государствами мира; б) путь деградации, или путь превращения в нищую страну "третьего мира", управляемую силовыми мето-дами1. Так что выбор за нами.

Выводы
1 См.: Россия в глобальной политике. 2003. № 3. С. 24.

  1. НТП является главным фактором повышения эффективности общественного производства, поэтому ему всегда необходимо уделять серьезное внимание.
  2. От бывшего СССР России достался огромный научно-технический потенциал, вполне сопоставимый с научно-техническим потенциалом США. Однако НТП в СССР не был встроен в экономический механизм, поэтому его эффективность была невысокой и со временем стала снижаться.
  3. Советская наука добилась ряда высочайших мировых достижений. Однако по мере несрабатываемости советской экономической модели размах и уровень этих достижений снижались. Советская экономическая наука, в частности, не смогла вовремя предложить пути выхода из системного кризиса.
  4. Крах СССР и советского социализма был связан с неспособностью этой системы использовать НТП, встать на путь формирования постиндустриальной экономики и быть вровень с Западом не по производству стали, а по новейшей технике и мотивации к НТП. При этом в бывшем СССР все время говорилось о превосходстве социализма над капитализмом, о превращении науки в непосредственную производительную силу при социализме и т. д.
  5. Научно-технический потенциал России после 1992 г. стал резко сокращаться. НТП практически прекратился. Россия оказалась в чрезвычайно опасном положении: ассигнования на НИОКР, результативность исследований сократились в значительно большей степени, чем ВВП и промышленное производство страны.
  6. Со второй половины 1990-х гг. положение в российской науке стало улучшаться: растут ассигнования на НИОКР, увеличивается численность исследователей и количество научных публикаций.
  7. Состояние российской экономической науки тем не менее вызывает тревогу. Руководители многих академических институтов не помогают реализации ни экономических реформ в стране, ни реформированию своей науки в направлении ее увязки с интересами бизнеса и с трансформацией российского общества.
  8. Реформа российской науки неизбежна, и сами ученые должны в ней участвовать.

Термины и понятия
Академическая наука Бюджетное финансирование Гибкость производства Государственная научная политика Грант
Затраты на НИОКР Изобретение Инновационные системы Инновационные фирмы Инновация, или нововведение Коммерциализация Консерваторы в науке

Лицензия Наукоемкость
Научно-технический потенциал
Номенклатурные ученые
Открытие
Отраслевая наука
Патент
Прикладные исследования и разработки
Рыночная трансформация Система оптимального функционирования экономики (СОФЭ) Системный кризис




Вопросы и задания для самопроверки

  1. Дайте оценку научно-технического потенциала бывшего СССР.
  2. Почему эффективность затрат на НИОКР в СССР снижалась?
  3. Какова была динамика численности открытий и изобретений

в СССР?

  1. Проанализируйте составляющие научно-технического потенциала в России.
  2. Что происходит с финансированием науки в нашей стране?
  3. Как складывается организационная структура российской науки?
  4. Дайте оценку состояния российской экономической науки.

Литература
ВодопьяноваЕ. Европа и Россия на карте мировой науки. М., 2002.
Гохберг Л., Миндели Л. Исследования и разработки в России. М.,
1997.
Европа и Россия: опыт экономических преобразований. М., 2003. ИвановаН. Национальные инновационные системы. М., 2002.

Инновации и экономический рост. М., 2002.
Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. М., 2003.
Кудров В.М. Крах советской модели экономики. М., 2000.
Кудров В.М. Советская экономика в ретроспективе: опыт переосмысления. М., 2003. Наука России в цифрах. М., 2003.

Отечественные записки. 2002. № 7.
Шмелев Н., Попов В. На переломе. Экономическая перестройка в СССР. М., 1989.




Содержание раздела