История возникновения и формирования корпораций






1.2 История возникновения и формирования корпораций
Определение момента возникновения корпораций затруднительно. Обычно их появление относят к XVXVI вв. и связывают с периодом первоначального накопления капитала, когда корпорации являлись жизненным укладом и возникали в форме профессиональных объединений, групп торговцев или маклеров, объединявшихся в торговые гильдии [59].
Однако, по мнению Э. Дюркгейма, корпорации следует относить к более раннему времени, к моменту возникновения ремесла, с тех пор как производство перестало быть чисто сельскохозяйственным [22]. В Греции корпорации были не известны, поскольку ремесла там презирались и ими занимались исключительно иностранцы; иными словами, корпорации находились вне правовой системы, но фактически имели место. В Древнем Риме первые корпорации датируются началом образования республики. Долгое время Рим был сельскохозяйственным и военным обществом, а ремесла составляли лишь вспомогательную и вторичную форму социальной деятельности римлян, поэтому по специфике возникновения, римские корпорации являлись внесоциальным институтом, не входили в систему римских учреждений.

Ремесленные корпорации того времени не носили ярко выраженного профессионального характера; отсутствовала регламентация методов работы, принудительного ученичества, монополии; их целью не являлось объединение средств. Основанием и главной функцией института корпорации того времени была религиозная общность. В течение длительного периода корпорации не имели широкого распространения, однако в эпоху империи их число значительно увеличилось. Практически у каждой достаточно многочисленной категории работников появились профессиональные ассоциации, выступавшие в качестве корпораций (коллегий). Заметно изменился и характер этих групп.

Теперь «они выполняли официальные функции; каждая профессия рассматривалась как общественная служба, за исполнение которой соответствующая корпорация несла ответственность перед государством»[22, c. 13]. Подобная зависимость от государства привела к тому, что с распадом империи исчезли и корпорации. Отягчающим обстоятельством распада корпораций стали гражданские войны, враждебные вторжения.
Корпорации возродились в европейских обществах к XIXII вв., когда «ремесленники начали ощущать потребность в объединении, образовывали свои первые ассоциации» и активно стремились к монополистическому положению [22, c. 14]. XIII в. стал периодом расцвета подобного рода объединений, а реформа Тюрго моментом упразднения, в результате того что корпорации перестали справляться со своими функциями. Основные причины распада корпораций, по мнению Тюрго, заключались в следующем: недостатки финансового управления, фактическая монополия родственных кланов, притеснение и конкуренция. Активизация процессов образования корпораций в XIX в. привела к необходимости четкой, официальной регламентации их деятельности.

Процедура создания корпораций стала формальной. Корпорация стала восприниматься в виде организации, занимающейся на законных основаниях определенными видами деятельности. Сложилось понимание корпорации как зарегистрированного в установленном порядке предприятия, обладающего правами юридического лица, в том числе правами на экономическую деятельность, владение собственностью и ее продажу, получение кредитов, правом выступать истцом или ответчиком в судебном процессе и т.п.

Первые корпорации того времени, созданные в виде акционерных обществ, явились важнейшей формой централизации индивидуальных капиталов, особенно в отраслях требующих авансированного финансирования (тяжелая промышленность, строительство железных дорог). К началу XX в. корпорации вышли на лидирующие позиции в экономиках большинства развитых стран. В процессах формирования преобладала горизонтальная интеграция образования монополистических корпоративных объединений в рамках одной отрасли (централизация), которая с 20-х гг. XX в. сменилась вертикальной интеграцией, комбинированием объединением в рамках одной корпорации последовательных производств нескольких отраслей (диверсификация).



В современных условиях рыночной экономики корпорация является наиболее распространенной и значимой формой предпринимательской деятельности, обозначает оптимальную систему организации крупномасштабного производства товаров и услуг.










1.3 Эволюция научных концепций и подходов к формированию и развитию корпораций
В процессе институционального исследования выделяются определенные концепции формирования и развития корпораций: традиционные и современные и существующие в их рамках модели (таблица 1.1) [27; 46].
Таблица 1.1 Концепции и модели формирования и развития корпораций

Характеристика
Содержание
Классическая (дюркгеймовская) концепция. Возникла в конце XVIII начале XIX в., получила распространение в России.
Модель:
- структурно-институциональная
- взаимоотношения работодателя с наемным работником выражено лишь в нечетких предписаниях, лишенных юридического характера;
- эффективное разделение труда возможно лишь в рамках четко организованной, единой профессиональной группы корпорации
Экономическая (европейская) концепция. Возникла в XIX в. с появлением промышленных организаций в Западной Европе.
Модели:
- модель жесткого рационализма (лишь реальность материального мира объективна, нет места неформальности);
- поведенческая, социокультурная модель (взаимодействие корпораций с общественными и природными системами)
- единство профессии перерастает в единство цели, продукта производства;
- корпорация осуществляет связь собственных ценностей с обществом, выступает как ориентир для индивидов, обладает абсолютной значимостью;
- объединение индивидуальных образов и корпорационной целостности для действий в рамках единого континуума
Японская концепция.
Модель:
- промежуточная (формирование навыков универсальной адаптации корпораций в различных моделях социума на основе сохранения национальных особенностей и преобразования многовекового этнического опыта)
- подчеркивается связь корпорации с культурой, в которой она возникает и функционирует;
- критерий объединения одинаковость (сообщество людей с одинаковым образом мышления и оценкой различных явлений);
- поведение в корпорации определяется внешними правилами (критерии относительных ценностей: «культура стыда», боязнь нарушить внешние приличия);
- сильная идентификационная функция внутри корпорации (существование долгосрочной (пожизненной) системы найма, значимость родственных связей и протекции)
Неоклассическая концепция. Существовала в конце XIX середине XX в.
Модели:
- рационального выбора в условиях заданного набора ограничений;
- совершенной конкуренции и свободного рынка (рынок авторегулируемый);
- кооперации и интеграции (естественные тенденции к росту, корпоратизация)
- управление на основе иерархических вертикальных структур;
- организационная модель функционирования технологически-ориентирована;
- основной критерий эффективности функционирования прибыль
Институциональная концепция развитие неоклассической концепции (микроэкономический подход). Зародилась на рубеже 5060 гг. XX в. в США, затем получила распространение в Восточной Европе (8090-е гг. неоинституционализм)
- организационная модель функционирования контрактно-ориентирована;
- управление на основе горизонтальных связей;
- комплексность, взаимосвязанность внутренних и внешних хозяйственных институтов, рыночная и общественная адекватность; внешние институты образуют свод норм, правил, а внутренние институты приспосабливаются к ним.

Классическая (дюркгеймовская) концепция. В рамках данной концепции корпорация представляет собой общественный институт, естественноисторическое профессиональное объединение со своим образом жизни, этикой, законами (профессиональные союзы ремесленников).
Европейская (экономическая) концепция неоднозначна, допускает несколько вариантов толкования, но общим является понимание корпорации как надпрофессионального объединения, характеризующегося определенной иерархией, внешними границами и общими целями. Достижение общих целей возможно лишь через достижение индивидуальных (в результате возникают трудовые корпорации, предприятия, учреждения), и наоборот (в результате возникают общественные организации, ассоциации). В рамках данной концепции изучение корпораций ведется на трех уровнях: индивидуального рабочего в корпорации; корпорации как организационной целостности; корпорации как социального института.
Японская концепция занимает промежуточное место между классическим пониманием корпораций и европейской концепцией, сочетает в себе элементы общинного начала и организационной структуры. Корпорация выступает в виде закрытой для внешнего мира, многоуровневой коллективной структуры с большой силой сплочения и внутрикорпоративной взаимозависимости.
Неоклассическая концепция рассматривает корпорацию в качестве базового элемента системы коллективных общностей (корпорация, группа корпораций, государство). Согласно данной концепции корпорация представляет собой целостный объект, осуществляющий преобразование исходных ресурсов в процессе производства в готовую продукцию.



Содержание раздела