Организация и управление корпорациями в мировой экономике


В процессе эволюции мирового хозяйства и трансформации национальных экономик все в большей степени возрастает роль корпоративных образований в системе социального и экономического партнерства. В странах с развитой рыночной экономикой среди известных форм организации предпринимательской деятельности [10, c. 25; 39, c. 36] (форм организации бизнеса [31, c. 14]): единоличное владение, партнерство (товарищество) и хозяйственное общество, корпоративная форма, бесспорно, лидирует. Современная корпорация представляет собой одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д. Выступая в виде отдельного крупного предприятия или объединения нескольких предприятий, может функционировать как в форме простого акционерного общества, так и их объединения.

Современные корпорации зачастую представляют объединения фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой и функционируют на базе разработки и реализации согласованной политики в области специализации, интеграции производства и капитала, раздела рынков сбыта, кооперирования в сфере НИОКР. Рост масштабов международных интеграционных процессов как результат углубления и расширения взаимозависимости отдельных предприятий, хозяйственных отраслей, а также экономик различных стран, возрастающая интернационализация крупных межотраслевых и межгосударственных финансово-промышленных объединений диктует необходимость изучения процессов организации и управления корпоративными образованиями. На сегодняшний день необходимость урегулирования отношений в сфере формирования и функционирования эффективных корпоративных образований в мировой экономике предопределяет актуальность исследования широкого спектра вопросов: организация связей между корпоративными подразделениями, налаживание делового сотрудничества с представителями внешней среды, обеспечение тесного национального и межнационального корпоративного взаимодействия.
Различные аспекты организации и управления корпорациями достаточно исследованы зарубежными и отечественными учеными. Большинство известных работ представляют собой базисный материал по международному бизнесу в сфере организации и методологии формирования управленческих решений, однако часто акцентируют внимание лишь на определенных направлениях, ограничиваются вопросами финансового анализа, управления денежными фондами и денежными потоками. В наиболее популярных публикациях вопросы исследования специфики, потребностей и направлений трансформации системы корпоративного управления в России, применения конкретных моделей (инструментов, методов) управления российскими корпоративными образованиями либо вообще не рассматриваются, либо отражаются весьма фрагментарно.

Однако, несмотря на значительный объем публикаций, процессы становления национального корпоративного сектора, формирования и трансформации корпоративных образований, а также меры комплексного воздействия на них в условиях экономической интеграции изучены и разработаны не в полной мере.
Логически построенная структура учебного пособия охватывает широкий спектр вопросов, связанных с организацией и управлением деятельностью корпоративных образований в мировой экономике, содержащихся в шести главах.
В первой главе учебного пособия рассматривается трансформация научных концепций формирования корпораций; уточняется понятие и экономическая сущность современной корпорации, обосновывается ее роль и значимость; выделяются характерные особенности корпораций. Во второй главе рассматривается динамика развития корпораций в условиях глобализации мировой экономики; приводятся причины, предпосылки роста и основные тенденции развития корпораций в современности. Приводится классификация и характеристика видов, типов, форм, способов расширения межфирменных связей и возможных последствий корпоративной интеграции. Третья глава охватывает институциональные основы организации и управления корпорациями в мировой экономике, включает характеристику концепций и моделей организации деятельности корпораций, научных подходов к понятию «корпоративное управление». В главе раскрыто понятие и содержание системы корпоративного управления, предложена сравнительная характеристика национальных моделей корпоративного управления и контроля (моделей корпоративных отношений), используемых в странах с развитой рыночной экономикой.

Четвертая глава посвящена становлению корпоративного сектора в странах СВА (в Японии, Республике Корея, КНР). Пятая глава касается непосредственно становления корпоративного сектора в России: условий, проблем и перспектив формирования и функционирования корпоративных образований в экономике страны, а в шестой главе рассматриваются вопросы, связанные с реализацией корпоративного управления в России (трансформация системы корпоративного управления).
Для закрепления изученного материала и проверки знаний в конце каждой главы приводятся основные понятия, а также контрольные вопросы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАЦИЙ 1.1 Нормативно-правовые основы организации и регулирования корпоративных отношений
Понятие «корпорация» является сегодня весьма многозначным. Проблема четкости его определения имеет комплексный характер, находится на стыке политики, экономики и права.
С точки зрения мирового опыта нормативно-правового регулирования корпоративных отношений, выделяются четыре прикладные модели [14; 19]:

  • запрещающая характеризуется жесткими предписаниями, многочисленными формальными прямыми законодательными запретами, ограничениями. Модель наблюдается в странах слабого рыночного контроля (с переходной экономикой) современной континентальной Европы (нормы романо-германского гражданского права), в XIX в. использовалась в США и Великобритании;
  • разрешающая характеризуется широким спектром допущений, правовых пробелов, в силу специфики прецедентного права и рыночных механизмов контроля. Модель определена современным законодательством о компаниях США и Великобритании (нормы англосаксонского общего права);
  • самодостаточная характеризуется относительно слабым развитием механизмов внешнего корпоративного контроля на фоне особой значимости внутренних механизмов; регулирование осуществляется посредством защитных мер процедурного характера. Модель в большей степени сориентирована на цели защиты интересов внешних инвесторов и предотвращение скандалов, нежели на максимальное увеличение внутренней гибкости организаций в процессе осуществления коммерческой деятельности. Основой модели являются правовые нормы, которые участники корпоративных отношений считают разумными и добровольно им следуют. Модель характерна для условий переходной экономики в России с использованием элементов запрещающей модели;
  • смешанная используется в большинстве развивающихся стран.

Понятие «корпорация» характерно и официально закреплено нормами англо-американского права, но не упоминается в романо-германской правовой системе. Общества, известные в европейских странах под названиями акционерные, паевые, анонимные и др., в США именуются корпорациями. В системе гражданского права Российской Федерации понятие и организационно-правовой статус корпораций юридически не оформлены. В силу указанной неопределенности современное российское общество склонно принимать различные трактовки: корпорация как аналог общины (профессиональная общность), корпорация как форма сложной организации производства.

Формальным эквивалентом, а также сущностным аналогом корпорации в континентальном и российском праве традиционно выступает акционерное общество. В этой связи, говоря о корпорации в общем, следует ориентироваться на американский тип при необходимости выделения специфики национальной принадлежности корпораций.
В экономической науке наблюдаются различные подходы к вопросам формирования корпорации как института, интерпретации понятия «корпорация», роли корпораций в мировом хозяйстве. В большинстве случаев понятие корпорации используется в качестве синонима организации, то есть некоторой реально существующей структуры. Некоторые исследователи делают акцент на юридическом аспекте термина «корпорация», другие рассматривают преимущественно экономическую сторону понятия «корпорация».
Отмечается противоречивость точек зрения относительно роли корпораций в хозяйстве. Ряд ученых склонен считать, что корпорация является ядром экономики государства, и именно ею предопределяются основные направления и пропорции экономического развития. Согласно противоположной точке зрения, недостатки существования крупных корпораций перевешивают имеющиеся достоинства и наносят тем самым большой вред экономикам государств и мировому хозяйству в целом.
В условиях складывающегося разнообразия параллельных и диаметрально противоположных мнений особого внимания заслуживают следующие определяющие аспекты:

  • история возникновения корпораций;
  • обзор и сопоставление теоретических концепций и подходов к формированию и развитию корпораций;
  • трансформация содержательных аспектов, сущности данной категории как экономического явления;
  • анализ трактовок, уточнение современного понятия «корпорация».




Содержание  Назад  Вперед