В послевоенные годы американские кредиты и субсидии стали важнейшим средством политического и экономического давления на другие капиталистические страны. Эта сторона «долларовой дипломатии» стала очевидна сразу же после окончания Второй мировой войны.
Новая характерная особенность заключалась в том, что Вашингтон стремился осуществлять этот курс своей внешней политики не только по отношению к слабым, зависимым странам, как это было раньше, но и по отношению к ведущим западным государствам. «Классическими» примерами являются американские займы Англии и Франции. В последующие годы, когда географические рамки экономической «помощи» США раздвинулись, она оказывалась почти исключительно при условии вступления стран-получателей в военные блоки. Эта политика имела лишь частичный успех.
В военные блоки вступили только такие страны, как Филиппины, Таиланд, Иран, Турция. Принятие ими военной «помощи» США способствовало обострению международной напряженности на Ближнем и Дальнем Востоке, в Юго-Восточной Азии. Попытка американского капитала в 50-х гг. посредством «долларовой дипломатии» втянуть в военные группировки подавляющую часть экономически слаборазвитых стран, в частности, Индию, Индонезию, Египет, Бирму, Цейлон, закончилась провалом.
В 1957 г. американское правительство выдвинуло так называемую «доктрину Эйзенхауэра», согласно которой оно соглашалось предоставить кредиты и субсидии странам Ближнего Востока в обмен на особые льготы американским монополиям в экономике этого района. Большинство ближневосточных стран отказалось от подобной «помощи».
Таким образом, «долларовая дипломатия» США имела успех не везде
Усиление неравномерности вывоза капитала. Сужение сферы международной эксплуатации и рост государственно-монополистического капитализма усилили неравномерность вывоза капитала, обострили межимпериалистическое соперничество за сферы его приложения. На современном этапе конкурентная борьба между ведущими капиталистическими державами происходит на сузившейся арене в условиях абсолютного сокращения размеров территории капиталистического мира, а также прогрессирующего отпадения от него огромных территорий бывших колоний и полуколоний.
Острота соперничества увеличивается еще и потому, что непосредственными противниками в борьбе за сферы приложения капитала выступают уже не только отдельные монополистические группы и банки, но и сами государства, которые представляют в распоряжение финансовой олигархии колоссальные экономические ресурсы.
Соотношение сил в борьбе за сферы вывоза капитала, включая частные и государственные вложения, характеризуется следующими данными (см. табл. 7.1).
Таблица 7.1
Иностранные инвестиции ведущих капиталистических стран в 19141960 гг., млрд долл.
(на начало года)
Страны |
1914 г. |
1930 г. |
1938 г. |
1944 г. |
1960 г. |
Англия |
17,0 |
19,0 |
22,0 |
13,0 |
23,0 |
Франция |
12,0 |
7,0 |
4,0 |
1,5 |
8,0 |
ФРГ |
9,0* |
1,0* |
1,8* |
2,5 |
|
США |
3,0 |
30,0 |
11,5 |
16,1 |
71,4 |
Другие страны |
5,0 |
10,0 |
9,5 |
6,5 |
12,0 |
Итого |
46,0 |
67,0 |
48,8 |
37,0 |
116,9 |
* Вся Германия.
Данные таблицы дают четкое представление о борьбе капиталистических держав на международной арене за завоевание и передел сфер приложения капитала.
К началу Первой мировой войны на международном рынке капиталов господствовали Англия и Франция. Английский капитал был основным источником промышленных инвестиций в странах Британской империи, в Северной и Южной Америке, а лондонские банки главными кредиторами международной торговли. Франция также имела свои промышленные вложения за границей, но в основном обладала преимуществом перед другими странами как кредитор европейских государств. Соединенные Штаты находились на положении государства-заемщика.
В 19131914 гг. сумма внешних займов, размещенных в США, составила 44 млн долл., т.е. в 15 раз меньше, чем во Франции, и в 17,5 раза меньше, чем в Англии.
Частные заграничные инвестиции США в то время составляли всего 3 млрд долл., или были в 4 раза меньше Франции, в 3 раза меньше Германии, в 5,5 раза меньше Англии. В 1913 г. США были должны иностранным государствам значительную сумму, перекрывавшую объем их собственных капиталовложений за границей.
Разгром германского и японского империализма в этой войне еще больше усилил роль США как главного финансового эксплуататора всего капиталистического мира. К тому же в годы войны значительная часть иностранных капиталовложений Англии, Франции и других империалистических стран была ими либо потеряна, либо продана.
К 1945 г. иностранные капиталовложения США, не считая 40 млрд долл., предоставленных по ленд-лизу, составили почти 16 млрд долл., тогда как английские капиталовложения в том же году не превышали 13 млрд. США снова вышли на первое место по вывозу капитала.
В годы войны создались объективные возможности для дальнейшего значительного возрастания экспорта капитала из США. Вследствие колоссальных разрушений, вызванных войной, в капиталистическом мире существовала огромная потребность в средствах на восстановление производительных сил. Ни одно из крупных капиталистических государств, кроме США, не было в состоянии предоставить эти средства.
Англия, Франция, Западная Германия, Япония не только не могли в первые послевоенные годы развернуть экспорт капитала, но и сами нуждались в финансовой помощи из-за границы.
Между тем в США относительный «избыток» капитала в результате войны значительно увеличился. За 19411949 гг. общая сумма прибылей американских монополий достигла 225 млрд долл., тогда как за те же годы общий вывоз капитала из США (включая ленд-лиз, «безвозвратные субсидии» по «плану Маршалла» и т.д.) составил около 80 млрд долл. Вследствие роста государственно-монополистического капитализма на службу экспорта капитала из США были поставлены ресурсы многомиллионного бюджета федерального правительства.
Все это обеспечило быстрое превращение Соединенных Штатов в главного международного кредитора капиталистического мира.
Размеры послевоенного вывоза капитала из США видны из следующих данных (см. табл. 7.2).
Таблица 7.2
Заграничные инвестиции США в 19401960 гг., млрд долл, (на начало года)
Инвестиции |
1940 г. |
1950 г. |
1960 г. |
Частные В том числе: прямые портфельные краткосрочные Государственные |
12,2 7,3 4,0 0,9 0,1 |
19,0 11,8 5,7 1,5 13,8 |
50,3 32,7 12,7 4,9 21,1 |
Итого |
12,3 |
32,8 |
71,4 |