ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Потенциал прямых компенсаций включает: материальные запасы и резервы производственного и непроизводственного характера; специальные запасы и резервы, их территориальное размещение; адекватные дополнительные транспортные возможности для доставки материальных ресурсов в места локализации критических ситуаций; резервные мощности, особенности в энергетических отраслях, а также технические средства для проведения крупных восстановительных . работ; поддержание резервных возможностей оказания социальной помощи и адаптации населения.
Кроме того, потенциал компенсаций характеризуется такими показателями, как финансовые резервы (плюс валютные), системы страхования, возможности международной поддержки, возможности благотворительных фондов, развитие компенсационной функции и мобильность систем здравоохранения, возможности мобильной переподготовки кадров и пр.
Выбор вариантов обеспечения наиболее полной экономической безопасности достигается при сопоставлении в каждом конкретном случае мер предупредительного и компенсационного характера по критерию "минимум ущерба" или "минимум совокупных потерь и затрат".
Изложенный выше подход находит отражение в соответствующей системе показателей, характеризующих экономическую безопасность страны и тенденции ее изменения на макроуровне. Условно эти показатели можно объединить в три группы. Показатели первой группы могут использоваться для оценки текущего состояния экономического, социального и экологического потенциала общества и происходящих кратко- и среднесрочных процессов. Показатели второй группы направлены на выявление и ранжирование долговременных факторов дестабилизации и ориентировочную оценку их пороговых значений.

Наконец, показатели третьей группы должны характеризовать состояние наличных потенциалов предупреждения и компенсации ущерба. Только на основе такой системы показателей можно обеспечить достаточно многогранное восприятие происходящей ситуации в области экономической безопасности.
Экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и иными, включая защиту секторов. В свою очередь, следует подчеркнуть, что безопасность в смежных внеэкономических сферах обеспечивается не только специфичными для них методами, но в значительной мере и экономическими средствами, в том числе всегда с привлечением денежных и иных ресурсов экономического характера. Кроме того, экономическая оценка последствий угроз безопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая возможность количественно оценить ущерб и на этой основе определить систему приоритетов.
Исходя из сказанного, государственное регулирование в области экономической безопасности является необходимым условием достижения общегосударственных, целей в области обеспечения национальной безопасности. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены всеми политическими силами, восприняты и поняты всеми членами общества.
Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня:
- макроэкономический уровень - экономика страны в целом;
- региональный и отраслевой уровни - экономика регионов и отраслей;
- микроэкономический уровень - агенты рынка;
- уровень семьи и личности - экономические интересы каждого гражданина страны.
Интересы указанных экономических объектов взаимосвязаны (взаимообусловлены) и в то же время противоречивы. Поэтому необходимо определить степень вмешательства государства в различных секторах экономики и его временные рамки.
Ход реформ и функционирование экономики обусловлены влиянием находящихся в непрерывном взаимодействии внешних и внутренних факторов, угрожающих экономической безопасности страны.

2. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.


Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы.
К внешним относятся прежде всего факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы.
Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует: во- первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные условия национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.
К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся: - преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;
- зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;
- увеличивающаяся внешняя задолженность;
- недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;
- неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;
- неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.
Резкое падение цен на экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемые товары в условиях высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики. Представляет опасность для экономики введение эмбарго на торговлю со странами или группой стран, являющихся важными рынками сбыта или поставщиками продукции для государства. Недопустима высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из одной страны или группы стран (например, по продовольствию), что позволяет данным странам использовать эту зависимость для политического давления на другие страны.

Нельзя допускать высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая позволила бы кредиторам навязывать экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей.
Большую опасность для экономики представляет ситуация, когда более половины экспорта приходится на два-три товара. Из опыта многих развивающихся стран известно, что такая структура экспорта при серьезном ухудшении конъюнктуры, связанной со спросом на данные товары на мировом рынке, или политической ситуации ставит экономику на грань катастрофы. Необходимо наряду с экспортом традиционных товаров создавать более прогрессивную экспортную структуру путем радикальной диверсификации экспорта, что должно вести к укреплению внешнеэкономической безопасности страны.
Переход к открытой экономике предполагает отказ от крайнего протекционизма. Однако защита отраслей и производств, перспективных с точки зрения формирования новой модели включения стран в мировое хозяйство, то есть селективный протекционизм, необходим. С точки зрения экономической безопасности надо стремиться к диверсификации рынков сбыта для отечественных товаров, источников импортного сырья и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения с широким кругом стран, компенсируя осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими.
Учитывая глобальный характер интеграционных процессов в мире, внешнеэкономическая политика призвана искать пути к сотрудничеству не только с Европейским союзом, но и с другими интеграционными группировками, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В условиях глубокого кризиса экономики и катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором экономического подъема в некоторых областях, следовательно, улучшения экономического положения страны в целом, тем самым способствуя укреплению экономической безопасности. Механизм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать реальному вложению иностранцами финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок части национального богатства. Таким образом, принимая меры к широкому привлечению иностранных инвестиций в экономику, необходимо регулировать этот процесс так, чтобы соблюдались национальные интересы и иностранные компании, вкладывая минимальные средства, не могли устанавливать контроль над целыми отраслями отечественного производства.
Состояние национальной валюты во всем мире считается индикатором экономического положения страны. Утечка финансовых средств из страны в огромных масштабах ("бегство капитала") - одна из самых серьезных угроз национальной экономической безопасности.



Содержание  Назад  Вперед