Развитый цивилизованный рынок


По субъектам:
- рынок покупателей;
- рынок продавцов;
- рынок государственных учреждений;
- рынок промежуточных продавцов-посредников.
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, при обретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
В пространственном разрезе выделяют:
- местный (локальный) рынок;
- региональный рынок;
- внутренний рынок;
- внешний рынок;
- национальный рынок;
- мировой рынок.
По формам контакта различают:
- рынки на личном контакте;
- рынки на безличностном контакте.
По уровню насыщения:
- равновесный рынок;
- дефицитный рынок;
- избыточный рынок.
По степени зрелости:
- неразвитый рынок;
- развитый рынок;
- формирующийся рынок.
По степени ограниченности конкуренции:
- свободный рынок;
- монополистический рынок;
- олигополистический рынок.
По соответствию действующему законодательству:
- легальный рынок;
- нелегальный рынок;
По отраслям:
- автомобильный рынок;
- компьютерный рынок и т.д.
По характеру продаж:
- оптовый рынок;
- розничный рынок.
С учетом ассортимента товаров:
- замкнутый рынок (товары только одного производителя);
- насыщенный рынок (множество аналогичных товаров многих производителей);
- рынок широкого ассортимента (несколько видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей);
- смешанный рынок (наличие разнообразных товаров, не связанных между собой).
Развитый цивилизованный рынок требует и развитой инфраструктуры. Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX века).
В сороковые годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура - это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, о посредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13) коммерческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные (консалтинговые) компании;
17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне; рождены самими рыночными отношениями.
Функции инфраструктуры рынка следующие:
- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
- организационное оформление рыночных отношений; облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.
Консалтинговые компании. Здесь работают серьезные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По заказам предпринимателей они консультируют по экономическим и юридическим вопросам.

Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России и Узбекистана это новое и перспективное дело, поскольку у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.
Аудиторские компании. Аудит - это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы).

Аудиторская экспертиза - обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получения лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок известных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.
Учебные заведения. Раньше в наших государствах ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них есть общий недостаток - крайне малый срок обучения.

Зачастую в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.
Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ.

Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В настоящее время используется несколько терминов, определяющих понятие "свободные экономические зоны":
- зоны свободного предпринимательства (ЗСП);
- зоны свободной торговли;
- экспортно-производственные зоны (ЭПЗ);
- производственные зоны в регионах;
- свободные порты;
- свободные банковские зоны.
Все эти зоны рассматриваются как фактор экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком, как правило, на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату и др.).
В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах). Господствующее положение в СЭЗ занимают японские ТНК, США и Западная Европа.
В советской экономической литературе к инфраструктуре относили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредитов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом случае имеет место расширительное толкование инфраструктуры рынка.
Инфраструктуру рынка можно представить в виде схемы 7.
Схема 7


5.БИРЖИ И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Институт бирж существует уже много веков. Слово "биржа" латинского происхождения и означает буквально "кожаный кошелек". Возникли биржи в XVI в. как специальные места сбора коммерсантов для совершения торговых операций. Первая биржа учреждена в Антверпене в 1531 г., другая - в Лондоне в 1566 г., третья - в Нью-Йорке на Уолл-стрит в 1792 г. В России первую биржу учредил Петр I в Санкт-Петербурге в 1703 г.
В чем преимущества биржевой торговли по сравнению с обычной (между индивидуальными производителями и потребителями без включения в процесс торговли каких-либо посредников)? Биржевая торговля позволяет продавцам и покупателям определенного товара легче найти друг друга, чем при поиске наугад. Кроме того, она обеспечивает механизм установления цены.



Содержание  Назад  Вперед