ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ


В целях смягчения инфляционного давления перед введением национальной валюты в мае 1994 г. резервные требования были удвоены. Установление норматива резервных требований к коммерческим банкам в условиях перехода Узбекистана к рыночным отношениям является одним из основных экономических инструментов реализации денежно-кредитной политики ЦБУ.
Таким образом, денежно-кредитная политика была направлена, с одной стороны, на подавление инфляционного витка, который тяжелым бременем ложился на население и подрывал производство, а с другой - на предотвращение значительного спада в экономике. Наряду с количественными ограничениями денежной массы и объема кредитования были предприняты необходимые меры по стимулированию деятельности коммерческих банков, направленные на кредитование производства продуктов питания, товаров народного потребления, расширение объемов платных услуг, а также на развитие базовых отраслей промышленности.
Помимо причин, связанных с общей тенденцией к финансовой либерализации, резервные требования стали реже использоваться в качестве инструмента денежно-кредитной политики в силу ряда конкретных недостатков в области монетарного контроля.
Для того чтобы влиять на спрос на деньги в широком понимании, по резервным требованиям необходимо выплачивать проценты ниже рыночных. Но, как отмечалось выше, это является налогообложением банков. Поэтому существует прямое противоречие между эффективностью резервных требований в целях контроля за денежно-кредитной сферой и налогом на банковскую систему, который они вводят. Высокий налог, скорее всего, приведет к оттоку ресурсов из внутренней банковской системы.

Банки будут стремиться держать большую часть своих депозитных обязательств в виде инструментов, на которые не распространяются резервные требования. Финансовая система может, в крайнем случае, уклониться от выполнения резервных требований, по которым выплачиваются проценты ниже рыночных, так же, как и от механизмов прямого контроля. Поэтому даже если высокие резервные требования повышают эффективность контроля над официальной мерой денежной массы, отток денежной массы скорее всего будет означать, что данная мера является не столь значимой.

Это предполагает ослабление связи между целевым показателем денежной массы, с одной стороны, ценами и реальным производством - с другой.
Для долгосрочного денежно-кредитного регулирования, скажем, на ежемесячной основе, изменение резервных требований вне зависимости от того, выплачиваются по ним проценты или нет, является грубым инструментом регулирования ликвидности банковской системы. Распространено мнение, что часто или быстро менять резервные требования сложно. Изменение резервных требований даже на один процент будет являться грубой мерой по сравнению с тонкой настройкой, которая может быть осуществлена при помощи ООР.
В силу данных причин активное использование резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитной политики в большинстве развитых стран сократилось, и их теперь поддерживают на низких и стабильных уровнях. Например, в большинстве стран Европейского Союза роль резервных требований, определяемых методом усреднения, используется в основном в целях краткосрочного денежного регулирования, а не для долгосрочного монетарного контроля. Там, где усреднение не разрешено и изменение уровня резервных требований не используется в качестве активного инструмента (например, Соединенное Королевство и Финляндия), или там, где их уровень является слишком низким для того, чтобы поглощать воздействие ежедневных колебаний ликвидности рынка (например, Франция), резервные требования играют маленькую роль в области краткосрочного денежного регулирования.

Вместо них используются рыночные инструменты в качестве основных в области денежно-кредитной политики.


4. ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

В отличие от резервных требований операции на открытом рынке являются весьма гибким денежно-кредитным инструментом, и привлечение отдельных организаций осуществляется на добровольной, а не на принудительной основе. ООР могут проводиться часто и в любом объеме, в силу чего они являются полезным методом стабилизации резервных денег или краткосрочных процентных ставок. И они не представляют из себя налог на банки, поэтому являются более подходящей технологией для развития финансовой конкуренции. ООР могут проводиться как на первичном рынке благодаря новым выпускам краткосрочных государственных векселей или векселей Центрального банка, так и на вторичных рынках.



Вторичные рынки обеспечивают большую гибкость для Центрального банка, но первичные рынки являются более распространенным каналом на начальных стадиях либерализации до того, как вторичные рынки получат достаточное развитие.
Обладая рядом преимуществ, на сегодняшний день в промышленно развитых странах операции на открытом рынке по частоте и объему использования являются основным инструментом монетарной политики.
Операции на открытом рынке обеспечивают гибкий механизм регулирования денежного предложения, поскольку в отличие от других инструментов они оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков, чем обуславливаются гибкость, практичность и оперативность в применении данного метода денежно-кредитного регулирования.
Важным отличием данного инструмента от иных средств регулирования, что также определяет его гибкость, является возможность его применения по мере необходимости и в любых количествах, поскольку при его воздействии на объем денежного предложения побочных эффектов, приводящих к негативным последствиям, не возникает. Способность реагировать на краткосрочные тенденции развития рынка, оказывать стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом является особенностью данного инструмента.

Операции Центрального банка Узбекистана на открытом рынке

Право ЦБУ проводить операции на открытом рынке закреплено за ним в законодательном порядке. При этом объектами купли-продажи могут выступать государственные ценные бумаги, а также долговые обязательства, выпущенные самим ЦБУ. Если до настоящего времени на рынке Узбекистана обращались депозитные сертификаты ЦБУ со сроком погашения 3 месяца, реализуемые коммерческим банкам и выкупаемые как в течение периода обращения, так и по истечении этого срока по заранее согласованным процентным ставкам, то с появлением в конце марта 1996 года государственных краткосрочных облигаций (ГКО) возникает альтернативный без рисковый способ сохранения средств и получения дохода для коммерческих банков и предприятий.
Государственные краткосрочные обязательства - основной вид государственных долговых обязательств - выпускаются на срок 3 месяца и не имеют купонов. ГКО реализуются преимущественно среди банков со скидкой от номинала, а выкупаются по полной нарицательной стоимости. Эмиссия и погашение государственных обязательств проводятся регулярно Центральным банком по поручению Министерства финансов.

Из всех видов ценных бумаг ГКО считаются самыми ликвидными ценными бумагами, так как они обеспечены всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Республики Узбекистан.
Рынок государственных ценных бумаг представляет для Узбекистана новое явление. Преимуществами введения ГКО в нашей стране явились, во-первых, получение возможности для Министерства финансов финансировать часть своих текущих расходов за счет неинфляционного источника, во-вторых, получение хозяйствующими субъектами способа на короткий срок инвестировать свои свободные денежные ресурсы с экономической выгодой. ГКО выпускаются и погашаются Министерством финансов Республики Узбекистан. В соответствии с предоставленными полномочиями Министерство финансов Республики Узбекистан и Центральный банк Узбекистана разработали и утвердили "Основные условия выпуска ГКО", а также "Положение об обслуживании и обращении выпусков ГКО", которые регулируют основной круг вопросов, связанных с функционированием рынка ГКО.

Размещение государственных краткосрочных облигаций на первичном рынке осуществляется Центральным банком Республики Узбекистан на Республиканской валютной бирже посредством участия коммерческих банков. При необходимости срочного возврата средств держатель облигаций может продавать их на вторичном рынке с учетом собственной выгоды.
На вторичном рынке важные различия существуют, с одной стороны, между операциями, которые впоследствии проводятся в обратном направлении (репа, своповые операции с иностранной валютой, залоговое кредитование) или используют ценные бумаги с очень коротким сроком погашения, и, с другой стороны, прямыми операциями с ценными бумагами с более продолжительными сроками погашения или с иностранной валютой.
Банковской системе нужны резервные деньги, потому что наличные деньги и свободные резервы, находящиеся в Центральном банке, являются конечным средством платежа. Физические лица и компании могут производить платежи в наличных деньгах, выпускаемых Центральным банком. Банкам, как правило, нужны банкноты, чтобы удовлетворить спрос клиентов на наличные деньги.

Банкам также необходимо хранить свободные средства в Центральном банке для обеспечения расчетов, так как правительство и другие клиринговые банки обычно требуют оплату в резервных деньгах, которая не сопряжена с кредитным риском, а не перечислением остатков со счетов в коммерческом банке, что связано с кредитным риском.



Содержание раздела