Широкие категории операций на открытом рынке


Расчет по платежам между банками, как правило, осуществляется перечислением средств на счета в Центральном банке. Ввиду того, что Центральный банк является единственным законным источником резервных денег, он оказывает мощное влияние на денежно-кредитную политику даже в условиях либерализационной финансовой системы.
Широкие категории операций на открытом рынке

Потребность банковской системы в остатках на счетах в Центральном банке имеет тенденцию к росту по мере прошествия времени, что отражает растущий спрос на наличные деньги ввиду того, что растут потребительские цены и реальные доходы. Увеличение долгосрочного спроса может быть удовлетворено Центральным банком через повышение объема обращающихся краткосрочных кредитов, либо через прямые периодические покупки долгосрочных ценных бумаг, либо через приобретение иностранной валюты.
Когда банковская система сталкивается с временным недостатком резервов (ликвидности), Центральный банк может:
- предоставлять банкам под залог кредиты с относительно коротким сроком погашения, скажем, до 30 дней;
- производить прямые покупки краткосрочных ценных бумаг;
- предлагать проведение операций репа, при которых Центральный банк покупает у банков ценные бумаги (с любым сроком погашения) при условии их обратной продажи по конкретной цене в установленную дату, часто на следующий день;
- проводить краткосрочные своповые операции с иностранной валютой;
- покупать у банков иностранную валюту при условии ее обратной продажи по оговоренной цене (валютному курсу) в конкретную дату в недалеком будущем.
Когда банки сталкиваются с временным избытком резервов, Центральный банк может:
- предложить банкам внести в Центральный банк краткосрочные депозиты под проценты;
- произвести прямую продажу векселей с очень коротким сроком погашения ( возможно, 3-4 дня);
- продать векселя с условием обратного выкупа в будущем;
- провести краткосрочные своповые операции с иностранной валютой; на начальном этапе Центральный банк продает иностранную и покупает отечественную валюту.
Если Центральный банк не знает, носит ли избыток или недостаток ликвидности в банковской системе временный характер, предпочтительными являются краткосрочная инъекция или нейтрализация ликвидности. Подобные операции автоматически достигают своего логического конца в ближайшем будущем и влияют на короткий отрезок кривой доходности, традиционной сферы операций в области денежно-кредитной политики.
При проведении любых ООР Центральный банк может ввести/нейтрализовать фиксированный объем ликвидности и предоставить возможность банковской системе определять процентную ставку (используя систему либо цены предложения, либо единой цены) или установить процентную ставку и позволить банкам определять объем ликвидности. В первом случае Центральный банк может пожелать установить лимит процентных ставок (нижний предел, если производится инъекция ликвидности, и верхний предел - при ее нейтрализации); и в последнем случае он может пожелать зафиксировать верхний предел объема вводимой/нейтрализуемой ликвидности. О данных лимитах необязательно сообщать заранее, однако их влияние на денежно-кредитную сферу будет большим, если банковская система будет их знать заблаговременно.
На практике, когда центральные банки предоставляют ресурсы банковской системе, большинство из них устанавливает цель в области цены, соответствующей ставке кредитования Центрального банка или, в зависимости от инструментов, связанной с ней ставке. Центральный банк рассчитывает, что банковской системе потребуется заимствовать достаточно большие суммы (на развитых рынках банковский сектор обычно является чистым заемщиком средств у Центрального банка), и поэтому процентная ставка Центрального банка становится нижним лимитом для кредитных ставок в широком смысле. В США процентная ставка за средства Федеральной резервной системы теоретически определяется рынком; однако на практике Федеральный резервный банк принимает решение на основе намеченной процентной ставки, какой объем ликвидности использовать в ООР, и участники рынка хорошо об этом знают, когда делают заявки в области процентных ставок.



Процентная ставка за средства Федеральной резервной системы, как правило, поддерживается в рамках диапазона в 1 % или менее установленного ориентира.
В некоторых странах Центральные банки имеют возможность предоставлять ликвидность, используя тендер либо в области объема, либо процентной ставки. Выбор может зависеть от того, желает ли Центральный банк дать более сильный сигнал (установив процентную ставку) или получать информацию от коммерческих банков, основанную на их заявках о том, каким должен быть, по их мнению, приемлемый уровень процентных ставок. Если бы Центральный банк не давал рынку никаких сигналов, используя ООР, относительно того, какую процентную ставку он считает подходящей, например, если бы он строго придерживался правила количества денег, он все же мог бы обеспечить фиксацию верхнего лимита процентных ставок, установив процентную ставку за использование его постоянных механизмов кредитования.
Порядок размещения, обращения и погашения государственных краткосрочных облигаций определяется Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных облигаций. В соответствии с данным положением участниками рынка облигаций выступают дилеры и инвесторы. Дилером может выступать любое юридическое лицо, являющееся инвестиционным институтом (профессиональным участником рынка ценных бумаг) или банком.

На проведение дилерской деятельности на рынке государственных облигаций этот профессиональный участник рынка ценных бумаг должен заключить договор с Центральным банком Узбекистана.
Дилер может заключать сделки от своего имени и за свой счет. Инвестором является любое юридическое лицо, не являющееся дилером, приобретающее облигации на правах собственности. При этом между дилером и инвестором заключается договор на обслуживание.

Выполняя поручения инвестора, дилер рынка облигаций выполняет функции финансового брокера.
Все имеющиеся в распоряжении хозяйствующих субъектов и банков государственные краткосрочные облигации учитываются по счетам "депо" - лицевым счетам владельцев облигаций. Каждому дилеру в депозитарии открываются два счета "депо":
счет "А" - счет для учета облигаций, принадлежащих дилеру;
счет "В" - счет, где суммарно учитываются все облигации, принадлежащие инвесторам. В одном банке инвестор может иметь лишь один счет "депо", однако на основании договоров на обслуживание с другими банками он может иметь счет и в других банках. К соответствующему счету "депо" дилера прикрепляется субсчет - торговый счет дилеров, по которому проводятся все операции по купле и продаже ценных бумаг.

Все торговые операции осуществляются через торговую систему, в качестве которой может выступать биржа или инвестиционный институт, уполномоченный на это Центральным банком. При этом торговая система организует проведение торгов, регистрацию сделок, составление расчетных документов по совершенным сделкам. В Узбекистане согласно положению об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных облигаций аукционы по размещению облигаций проводятся каждую третью среду месяца.
Однако несмотря на скорость и простоту подобные операции имеют недостатки. Наиболее существенный заключается в том, что они носят скрытый характер и могут быть несправедливыми. Операции Центрального банка влияют на банковскую систему по двум направлениям: изменяют объем ликвидности или свободные резервы в системе; дают сигнал в области цены, если банковская система видит, что Центральный банк вводит или нейтрализует ликвидность по определенному курсу.

Если операция является скрытой, как в случае с одним контрагентом, то сигнальный эффект теряется.
В некоторых случаях это может устраивать Центральный банк, так как будут возникать (редкие) случаи, когда он будет стремиться воздействовать на банковскую систему скрытно, если, например, существует серьезный риск, что его действия могут быть истолкованы неверно и восприняты в качестве сигнала о других намерениях. Однако часть потенциального воздействия операции будет потеряна, если она носит скрытый характер. Более того, при подобных операциях контрагент Центрального банка обладает информацией о его деятельности (если только Центральный банк не проводит операции анонимно через брокера), которая неизвестна другим участникам банковской системы, и это может дать ему конкретное преимущество.

Если бы Центральный банк начал регулярно проводить подобные операции с небольшой группой контрагентов, другие банки могли бы его заподозрить в несправедливом предпочтении ряда привилегированных банков и вследствие этого могли проявлять меньшую заинтересованность в активном участии в операциях на рынке.
Подобной ситуации можно избежать, используя плановые нерегулярные операции, проводимые на справедливой основе с определенной заранее группой участников, таких, как 50 крупнейших банков, или с первичными дилерами (как в США), или с клиринговыми банками. Например, Центральный банк может вывести на мониторы рынка объявление о том, что собирается выделить определенный объем ликвидности на некоторое количество дней по операциям репа (по существу, кредитный аукцион); или что он собирается выставить на аукцион некоторый объем краткосрочных казначейских векселей (или депозитов Центрального банка, по которым начисляются проценты) и предложить ограниченной (но всем известной) группе контрагентов делать заявки в течение следующих 30 минут.



Содержание раздела