Методы государственного регулирования цен


     Следует отметить, что между указанными уровнями и субъектами государственного регулирования цен существуют противоречия, которые негативно сказываются на ценовой ситуации как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, если органы исполнительной власти субъектов Федерации регулируют цены на отдельные товары и вводят систему нормативного распределения, а также запреты на вывоз товаров (что имело и имеет место в кризисных ситуациях), то тем самым нарушают единое торговое и ценовое пространство на всей территории РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями.
     Четвертое. Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.

  • В связи с этим выделяются:
  • прямые или непосредственные методы государственного регулирования цен;
  • косвенные методы.

Прямые методы регулирования используются в том случае, когда государство в лице своих органов управления непосредственно воздействует на порядок определения, структуру и уровень цен. Это касается порядка определения уровня затрат (калькулирование себестоимости), уточнения состава затрат соответствующими нормативными документами, определения расходов, возмещаемых из прибыли, установления норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов и т.п.
     Таким образом можно классифицировать прямые методы государственного регулирования цен:
     1. Установление фиксированных цен на товары и тарифов на услуги. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены - один из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов.
     2. Замораживание цен используется как краткосрочное средство при подавлении всплесков инфляции и восстановлении ценовых пропорций.
     3. Установление предельных уровней цены, регламентация верхней и нижней границы цены. Верхний предел цены целесообразно вводить на продукцию естественных монополий, он может быть гарантией от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на товарном рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.
     4. Установление предельного уровня рентабельности. В России этот метод получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти.

При этом размер норматива рентабельности дифференцирован по отраслям и группам продукции. Необходимо отметить, что этот метод имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек.
     5. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом необходимо представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.
     6. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
     Другими методами являются косвенные методы государственного регулирования цен. Суть их в том, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в процессе ценообразования.
     Косвенное регулирование цен осуществляется через систему запретов. Согласно Закону РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и другим нормативным документам существует система запретов, регламентирующая деятельность хозяйствующих субъектов в ценовой сфере.
     Во-первых, запрет на горизонтальное фиксирование - это запрет на соглашение двух и более конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара 35%, если такое соглашение может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
     Во-вторых, запрет на вертикальное фиксирование, по которому признаются недействительными соглашения между не конкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем.
     В-третьих, запрет на недобросовестную рекламу, в частности в тех случаях, когда цена не соответствует качеству товара, его потребительским свойствам.
     В-четвертых, запрет на ценовую дискриминацию, который не допускает установления разных уровней цен на один и тот же товар схожим по роду деятельности покупателям.
     В-пятых, запрет на демпинг - продажу товара ниже его себестоимости или цены приобретения.
     Кроме системы запретов, косвенное регулирование может осуществляться путем применения льготного налогообложения, субсидирования и дотирования производителей продукции из бюджета, льготного кредитования и страхования, через регулирование величины таможенных пошлин. При этом необходимо иметь в виду, что права и возможности органов исполнительной власти по регулированию цен в значительной степени увязаны с состоянием их бюджетов.


  • На уровне субъектов Федерации могут использоваться следующие методы:
  • снижение тарифов на энергоресурсы для некоторых предприятий;
  • льготная арендная плата за помещение;
  • предоставление или отзыв лицензий на соответствующие виды деятельности;
  • предоставление отсрочек платежей по контрактам.

Одной из важнейших составляющих государственной политики цен является контроль за соблюдением порядка применения цен.
     К органам контроля за ценами относятся: Министерство экономики РФ (Федеральный уровень); органы власти субъектов Федерации, осуществляющие контроль за ценами в пределах своей компетенции; органы местного самоуправления. Кроме названных контроль осуществляют: финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственной торговой инспекции.

  • К полномочиям контролирующих органов относятся:
  • проверка соблюдения порядка применения цен и тарифов всех субъектов хозяйственной деятельности на территории, находящейся в ведении этих органов;
  • принятие решений о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере;
  • выдача предписаний, обязательных для исполнения об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов;
  • привлечение к административной ответственности в виде предупреждений или штрафов руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.

Полномочия органов контроля цен на местном уровне распространяется только на субъектов предпринимательской деятельности, находящихся в муниципальной собственности.
     В целом сфера контролируемого государством ценообразования в разных странах составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.
16.3. Формирование рынков. Конкуренция и монополия.

Изучая возможности рыночной экономики в решении проблем, стоящих перед странами с переходной экономикой, следует, прежде всего, напомнить содержание самих понятий "обмен", "рынок", "рыночная экономика", "товарно-денежные отношения". Часть из них уже была рассмотрена во введении курса (темы 1-2).
     Обмен существовал и будет существовать в любом обществе, где есть разделение труда. Одной из форм обмена, имеющей определенные свойства, является рынок, или рыночная форма обмена.
     При рыночной форме обмена производитель, предлагающий свой товар для обмена, не знает заранее, соответствует ли он существующему спросу, и узнает об этом лишь в процессе обмена. Равновесие между спросом и предложением при рыночной форме обмена устанавливается с помощью цен через их направленное отклонение от общественно необходимых затрат. В силу этого рыночная форма обмена оказывает регулирующее воздействие на производство.

Государственное регулирование начинает играть вспомогательную роль. Присущая переходному периоду неразвитость отраслевых рынков существенно снижает регулирующие функции рыночного обмена.
     Рыночная экономика - это не любая экономика, где существует сеть рынка, а лишь такая экономика, где рынок является основной, господствующей формой обмена и, следовательно, основным, автоматически действующим регулятором производства, оказывающим определяющее воздействие на структуру производства и другие стороны воспроизводственного процесса.
     И в советской экономике существовал рынок. Однако в системе обмена он занимал ограниченный сектор и не влиял на процесс воспроизводства в целом. В переходный период этот сектор многократно возрос, что при всем несовершенстве рыночного механизма дает основание определять российскую экономику как в значительной степени рыночную экономику.
     В последнее десятилетие внутри самого государственного сектора выделяются покупатели и поставщики, наделенные значительно большей, чем прежде, административной самостоятельностью, и возникает конкуренция рыночного типа, то есть формируются квазирынки.
     Идея квазирынка состоит в том, чтобы в рамках госсектора создать конкурентную среду для достижения наиболее эффективной аллокации ресурсов при взаимодействии самостоятельных участников с противоположными интересами. При этом государство сосредоточивается на защите интересов потребителей, а функции арбитра в противостоянии интересов выполняют рыночные силы.



Содержание раздела