Формирования субъектов рыночной экономики.


     Опыт 1990-х гг. показал, что свободный рынок (даже в стабильной экономике), традиционно ориентированный на кратко- и среднесрочные интересы и цели, не способен в условиях России обеспечить конкурентной структуры рынков во многих отраслях. Прежде всего, речь идет о капиталоемких высокотехнологических отраслях с длительным производственным циклом.
     Одним из острых вопросов, который России придется решать в ближайшие годы, является воспроизводство основных фондов и создание рабочих мест нового поколения. По наиболее важным направлениям научно-технического прогресса в России уже разрабатываются государственные научно-технические программы, финансируемые из государственного бюджета. По другим инновационным направлениям государство избегает прямого вмешательства, ограничиваясь лишь косвенным стимулированием повышения эффективности производства через налогообложение ресурсов.
     Правительство, выступая инициатором рыночных преобразований, должно являться "мультипликатором трансформации" экономики. Очевидно, что в сложившихся условиях продолжение курса на эволюционное формирование свободного рыночного хозяйства в России потребует длительного времени, будет сопровождаться дальнейшей крупномасштабной потерей производственного и ресурсного потенциала, неприемлемо большими социальными издержками. Эффективную рыночную экономику необходимо сознательно формировать.

Она должна стать итогом реализации стратегии, в рамках которой необходимо согласовать и гармонизировать целевые установки преобразований, антикризисного регулирования, структурно-технологической перестройки, повышения уровня жизни населения, вхождения в мировую экономику. Именно с этих позиций рассматриваются основные принципы и блоки долгосрочной концепции развития рыночной экономики России в разработанной правительством стратегии развития государства до 2010 г. 16.4. Реформа предприятий В условиях централизованно планируемой экономики главным субъектом хозяйствования выступало государство. Оно обладало монополией на собственность, управление народным хозяйством, материально-техническое снабжение, финансовые потоки, внешнеэкономическую деятельность.

Основной формой хозяйствования являлось государственное предприятие (на предприятия колхозно-кооперативной формы собственности приходилось менее 10% основных производственных фондов).
Социалистическое предприятие определялось как "звено единого народнохозяйственного комплекса", работающее на началах частичной самоокупаемости и обладающее некоторой степенью экономической самостоятельности в области оперативно-хозяйственного управления, использования части прибыли на нужды предприятия и его трудового коллектива.
По отношению к предприятиям колхозно-кооперативной формы собственности также существовала высокая степень огосударствления, выражающаяся в регламентации их производственной и сбытовой деятельности, оплаты труда, инвестиций и др. Банкротство предприятий не допускалось, так как государство в случае финансовых затруднений производило компенсацию их денежных затрат.
     Для плановой экономики характерной являлась высокая степень концентрации производства и крупные размеры предприятий. Так, например, в середине 1980-х гг. на одном предприятии в основных отраслях промышленности СССР было занято в 5-7 раз больше работающих, чем на среднем промышленном предприятии ФРГ.
     Удельный вес мелких предприятий был намного ниже, чем в индустриально развитых странах Запада. В отраслевой структуре предприятий СССР значительно меньшей была доля предприятий финансовой сферы, розничной торговли и услуг.

  • В ходе трансформации централизованно планируемой экономики можно выделить несколько Этапов реформирования предприятий:
    1. Этап, ориентированный на совершенствование существующих субъектов экономики в рамках сохраняющейся планово-распределительной системы хозяйствования.
    2. Этап формирования субъектов рыночной экономики.
    3. Современный этап реструктуризации предприятий.

Следует отметить, что попытки реформирования централизованно планируемой экономики и деятельности социалистических предприятий предпринимались неоднократно и в "доперестроечный" период. Так, например, еще в середине 1950-х гг. создание территориальных органов управления - совнархозов - сопровождалось введением на предприятиях стимулов личной материальной заинтересованности в результатах труда. С середины 1960-х гг. расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий, делались попытки их перехода на полный хозяйственный расчет.



Тем не менее, кризисные явления в советской экономике, проявившиеся в замедлении экономического роста и ухудшении многих макроэкономических показателей, свидетельствовали о необходимости коренной реконструкции народного хозяйства и его основных производственных звеньев - предприятий.
В апреле 1985 г. был объявлен курс на перестройку, главной задачей которой провозглашалось обновление социализма на основе демократизации общественной жизни, гласности и ускорения социально-экономического развития страны.
Курс на "ускорение" связывался с радикальной реформой хозяйственного механизма и всех его звеньев. Однако расширение самостоятельности предприятий, осуществлявшееся в условиях монополии государственной собственности, не привело к положительным результатам. Предприятия использовали свою самостоятельность, прежде всего, для роста заработной платы, не подкрепленного повышением производительности труда и его эффективности, что еще больше увеличивало товарный дефицит и инфляционные тенденции в экономике.
     Из-за особенностей административно-командной системы управления экономикой, монополизма государственной собственности нарастающий кризис в экономике СССР не сопровождался ликвидацией малоэффективных, устаревших предприятий, не вел к "переливу капитала" в более эффективные сферы экономики, не создавал стимулы к обновлению производства, как это обычно происходит в странах с развитой рыночной экономикой.
     Курс на более радикальные преобразования, провозглашенный в 1987 г., предполагал резкое расширение границ самостоятельности предприятий и объединений, перевод их на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, кардинальную реформу планирования, ценообразования, финансово-кредитного механизма и др. Однако начавшийся демонтаж командно-административной системы управления и внедрение экономических регуляторов воздействия на предприятия в условиях централизованного установления цен вели только к усилению кризисных явлений. Производителям продукции было невыгодно реализовывать ее по низким государственным ценам.

Впервые за весь послевоенный период в 1990 г. произошел спад производства.
     В 1989-1990 гг. была выработана новая концепция радикальной реформы. В принятой Верховным Советом СССР в октябре 1990 г. Программе "Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике" предполагалось разгосударствление экономики и переход к новым формам хозяйствования, развитие конкуренции и предпринимательства. Начался реальный процесс формирования субъектов рынка, и была принята необходимая для этого правовая база: закон о предприятии, закон об аренде, закон о предпринимательстве, закон о банках, закон о разгосударствлении и приватизации, закон об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, закон о собственности и др.
     Однако разворачивающийся процесс создания арендных, кооперативных и совместных предприятий также не оказал какого-либо существенного влияния на ухудшающиеся условия общественного воспроизводства. Кризис углублялся, и после распада СССР в 1991 г. в России остались нерешенные проблемы начатых радикальных реформ.

  • Новые субъекты хозяйства, адекватные новым экономическим условиям, формировались двумя основными способами.
  • Во-первых, это реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразование в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы.
  • Во-вторых, это создание совершенно новых предприятий, когда участники аккумулируют начальный капитал и проходят процедуру регистрации юридического лица.

Снятие ограничений на создание новых предприятий и на размеры частных предприятий резко ускорили институциональные изменения в экономике. Значительно возросло количество и усилилось многообразие предприятий. Если в середине 90-х гг. в Едином государственном регистре предприятий и организаций насчитывалось 1946 тыс., то в 2000 г. - уже 3106 тыс.
     Особую роль в новой экономике России играют предприятия малого бизнеса. Их доля в общем числе российских предприятий составляет более 15%, а доля в общем объеме ВВП России - 9,5%.
     Следует отметить, что становление и развитие рыночных отношений, составляющее суть экономических реформ переходного периода, немыслимо без эффективной деятельности предприятий и других коммерческих организаций всех форм собственности. Коренные изменения, происходящие во всей экономической системе России, настоятельно требовали преобразования самих предприятий в подлинно рыночные структуры, успешно функционирующие на основе рыночных механизмов.



Содержание раздела