Механизм выпуска и обращения ваучеров


Проведенная 1.07.1992 г. переоценка увеличила балансовую стоимость основных средств, введенных в действие до 1991 г., в среднем более чем в 20 раз, а введенных в 1991 г. - в 9,5 раза.

  • Таким образом, основу избранной модели приватизации составляли следующие важнейшие элементы:
  • фактически безвозмездная раздача созданного многими поколениями людей государственного имущества;
  • предоставление льгот работникам акционерных предприятий, на деле не приближающих их к собственности;
  • заниженная оценка основных фондов.

Непродуманность механизма выпуска и обращения ваучеров создала неравные стартовые условия для различных категорий населения и послужила фактором криминализации хозяйственной жизни. Широко практиковалась негласная передача пакетов акций чиновникам высших инстанций, не имевших права участвовать в их покупке.
     На этом этапе от разгосударствления собственности ни для производственного инвестирования предприятиям, ни государству практически ничего не досталось. Если в 1993 г. доходы от приватизации и коммерческого использования государственных и муниципальных объектов составили всего 0,4% от всех государственных доходов, то в 1994 г. - еще меньше.
     Не была решена и задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, хотя это провозглашалось в качестве одной из целей данного этапа приватизации. По имеющимся оценкам, к концу 1993 г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн. долл. (для сравнения в Китае за тот же период иностранные инвестиции составили 53 млрд. долл.). Участие иностранных инвесторов в процессе приватизации оценивается в размере 10-12% акций, выставляющихся на аукционах, или 2-3% общего числа акций приватизированных предприятий.
Главным результатом первого этапа приватизации явилось начало крупномасштабного процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, устранение монополии государства и формирование основ многоукладной экономики, в том числе за счет форсированного увеличения числа мелких и мельчайших предприятий.
В России ваучерный этап приватизации явился эффективным средством разрушения существующей социально-экономической системы, который изначально не мог сопровождаться повышением эффективности функционирования экономики.

  • Многие из провозглашенных целей ваучерной приватизации не были достигнуты:
  • в стране не появились эффективные собственники;
  • средства для финансовой стабилизации и социальных нужд не получены;
  • приток иностранных инвестиций оказался незначительным.

Принципиальным недостатком этого этапа является то, что главной задачей в инициированном сверху широкомасштабном приватизационном процессе ставилось побыстрее перевести государственную форму собственности в частную и создание класса частных собственников вообще, а не формирование нового социального слоя эффективных предпринимателей.
     Устранить недостатки ваучерной приватизации должен был новый этап реформы собственности в России: денежная приватизация, то есть платная приватизация. Главной ее целью являлось обеспечение перехода прав собственности на государственное имущество, приобретенных в ходе первичного распределения, в руки реально ответственных эффективных собственников и предпринимателей.

  • К основным объектам приватизации этого этапа относились три вида имущества:
  • государственные пакеты акций приватизированных предприятий,
  • земельные участки приватизированных предприятий,
  • недвижимость.


  • Важнейшими стратегическими задачами начавшегося с 1 июля 1994 г. денежного этапа приватизации были:
  • привлечение внешних инвесторов для долгосрочных инвестиций;
  • обеспечение предприятий средствами для технического перевооружения;
  • пополнение доходной части государственного бюджета.

К декабрю 1994 г. было приватизировано уже 110 тыс. предприятий госсектора из 240 тыс., существовавших в дореформенной России. Однако в 1995 г. было приватизировано всего около 6 тыс. предприятий, поскольку приватизационные процессы резко замедлились. Начиная со второй половины 1995 г., приватизация приняла характер вялотекущего процесса.



Всего к началу 1996 г. оставалось еще 43,3% государственных предприятий. Кроме того, государству принадлежала также значительная часть акций приватизированных предприятий.
     Предполагалось, что переход к денежной модели приватизации значительно повысит поступления не только в бюджеты всех уровней государственной власти, но и в бюджеты предприятий. Было установлено, что 51% от продажи акций приватизируемого предприятия переводится на специальный счет самого предприятия для его инвестиционных целей. Однако заметных изменений не произошло: выручка от приватизации в 1996 г. составила менее 1% доходов федерального бюджета.

В среднем за 1 приватизируемый объект получено менее 40 тыс. долл., что примерно равнялось стоимости двухкомнатной квартиры в Москве.
     Таким образом, основным результатом денежного этапа приватизации также является количественное сокращение государственной собственности. В результате массовой приватизации и форсированного развития частного сектора доля государственного (включая муниципальный) и частного секторов в общей занятости населения практически сравнялась (37,6 и 37,4%), возрос сектор со смешанной формой собственности (23,7%), доля занятых в добровольно-общественном секторе снизилась с 0,8 до 0,7%.
     С апреля 1997 г. в России начался новый, III этап "легальной" приватизации - по индивидуальным проектам и утвержденному списку. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997 г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.
     Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой "денежной" приватизацией. В 1998 г. приватизация принимала все более "точечный" характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром" на сумму 13,8 млрд. руб.

Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет.
     В ходе "денежной приватизации" наблюдалось обострение противоречия между внешними инвесторами, скупившими крупные пакеты акций приватизируемых предприятий, и директорами предприятий. Как правило, новые инвесторы отказываются финансировать приобретенный объект собственности пока у руководства остается старый менеджмент. Таким образом, в результате денежного этапа приватизации в целом не произошло ни инвестиционного всплеска, ни значимого роста бюджетных поступлений. Массового класса эффективных частных собственников также не возникло. Число фактических владельцев (собственников) сводятся к нескольким сотням тысяч человек.

При этом менее 1,5% российских граждан присвоили 62-65% национального богатства страны.
Общие итоги и перспективы приватизации Положительные результаты приватизации связаны, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важным результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее время уже до 70% ВВП России создается негосударственным сектором экономики.
     О появлении тенденции улучшения функционирования приватизированных предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показатель эффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади (коэффициент использования площади); в ряде отраслей добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья.
     Очевидно, что эффективность работы любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления и с условиями макросреды, в которой она функционирует. До настоящего времени все еще нет принципиальных различий в результатах деятельности большинства государственных и частных акционерных предприятий, поскольку отсутствует реальная ответственность менеджмента за результаты деятельности и в тех, и в других. Среда, в которой действуют оба типа предприятий, также меняется очень медленно и остается далеко не идеальной.
     Сравнение с практикой других стран Восточной Европы показывает, что хотя во многих из них, как и в России, при решении проблем приватизации преобладали политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного хуже, чем в России, результаты приватизации почти в двух десятках бывших социалистических стран и союзных республик бывшего СССР.



Содержание раздела