ПОЛ САМУЭЛЬСОН


в англо-американской литературе вместо традиционного названия экономической теории политическая экономия стал использоваться термин экономике1 (в смысле: основы экономических наук). В новой научной дисциплине был осуществлен синтез неоклассических и кейнсианских теорий, которые были объединены общим представлением о предмете экономической науки. В 30-е годы профессор Лондонского университета Л.Роббинс, будучи сторонником маржинализма, дал определение предмета экономике. По его мнению, центральной проблемой экономической науки является распределение редко встречающихся ресурсов (которых не хватает для удовлетворения потребностей) между альтернативными целями. Л. Роббинс рассматривал экономике вне всякого конкретного социального содержания. Эта теория, на его взгляд, является одним из разделов некой всеобщей науки о рациональной деятельности.

Последняя исследует человеческие поступки как отношение между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь альтернативное использование.
В 4050-х годах подобное понимание предмета экономике становится общепринятым. Например, П. Самуэльсон так определил экономике: это наука о редких производственных ресурсах, избираемых с течением времени людьми и обществом с помощью денег или без их участия, в целях производства различных товаров для последующего их распределения в настоящем и будущем между людьми и группами общества2. В связи с этим во главу угла в экономике поставлены универсальные проблемы экономической организации, составляющие основу любого общества. Выделяются три ключевых проблемы:
I. Что необходимо производить, т.е. в каком количестве и какие из взаимно исключающих друг друга товаров и услуг?
2. Как они будут произведены, т.е. посредством каких ресурсов и с применением какой технологии?
3. Для кого они предназначаются, т.е. кто будет их владельцем и извлечет пользу из произведенных товаров и услуг?3
Первоначально экономикс решительно отличался от политической экономии, которая, как известно, сложилась как наука, которая в центр внимания поставила изучение социально-экономических отно-
232
шений между классами и группами общества. В противовес политэкономии Экономикс исключил из своего содержания изучение социальных отношений и их исторического развития. Поэтому он так же, как и политическая экономия, являлся асимметричной теорией в части трактовки предмета науки, поскольку имел уклон в сторону технологии и организации производства.
Но жизнь заставила внести серьезные поправки в первоначальные представления о предмете экономике?. С середины 60-х годов западные экономисты все больше критикуют неоклассицизм за отрицание важности социальных и политических проблем. В экономике сейчас фактически расширяются рамки социологизации предмета науки: теоретически освещается политика доходов, проводимая государством и предпринимателями; определяются пути борьбы с безработицей и бедностью значительной части населения; рассматриваются злободневные проблемы расовой дискриминации и ограничения прав женщин при найме на работу и увольнении. Модными стали темы о качестве жизни и экологической безопасности.

Экономикс все больше обращается политико-экономическим проблемам, в частности к сравнительному анализу современных экономических систем, трудовым отношениям, к проблемам развивающейся экономики, антикризисного регулирования, экономического роста.
Особенно сблизило экономике с политической экономией то, что во всех западных учебниках по экономической теории возобладала школа неоклассического синтеза, которая доказала необходимость одновременного и взаимоувязанного использования и рыночного, и государственного регуляторов национальной экономики. Новая модель смешанного типа народнохозяйственного регулирования соединила устойчивость государственного управления, позволяющую лучше удовлетворять общенациональные потребности, с гибкостью рыночного саморегулирования, без чего нельзя более полно удовлетворять многообразные личные потребности людей. Эта модель позволяет наилучшим образом уравнять совокупный спрос и совокупное предложение, а также успешно сочетать высокую эффективность производства, социальную справедливость и стабильность хозяйственного развития.


Ниже приводятся важнейшие разделы из нескольких экономике, получивших широкое распространение во многих странах.
ПОЛ САМУЭЛЬСОН Пол Антони Самуэльсон (род. в 1915 г.) получил образование в Гайдпаркской высшей школе в Чикаго, Чикагском и Гарвардском университетах. С 1940 г. преподавал в Массачусетском технологическом институте, где основал экономический факультет. С 1941 г. совмещал преподавательскую деятельность с работой консультанта Конгресса, правительственных и частных учреждений.

Был экономическим консультантом президента Кеннеди.
233

В своей научной и преподавательской работе П. Самуэльсон предпринял попытку систематизировать и объединить различные современные школы экономической теории. Он выступил за широкое применение математических методов в экономических исследованиях. П. Самуэльсон внес крупный вклад в научное обоснование смешанного типа макроэкономического регулятора.
П. Самуэльсон первый американец, ставший в 1970 г. лауреатом Нобелевской премии за вклад в повышение уровня научного анализа в экономических науках.
П. Самуэлъсон автор широко распространенного на Западе учебника Экономикс. Вводный курс (переведенного более чем на два десятка языков). По этому учебнику с 1948 г. студенты высших учебных заведений многих стран изучают экономическую теорию.
Ниже приводятся фрагменты из данного учебника, пятое издание которого (выпущенное в 1961 г. в Нью-Йорке, Торонто и Лондоне) опубликовано на русском языке в 1964 и 1993 гг. под названием Экономика.


Глава 1

Введение


По словам доктора Ватсона, он с изумлением встретил новость, что великий Шерлок Холмс даже и не слыхивал о солнечной системе. Однако самым поразительным было его явное нежелание что-либо узнать об этой системе, поскольку, согласно эксцентричной психологической теории Холмса, мозг человека уподоблен хранилищу с ограниченной вместимостью и данные о солнечной системе просто бы вытеснили его осведомленность об анатомии мочки уха воровок, промышляющих в магазинах.
Я с уверенностью утверждаю, что познания в области экономической теории не сотрут в вашей памяти информацию из физики, латинского языка или, скажем, точечной сварки. В то же время вполне справедливо стремление каждого к экономии личного времени, столь ограниченного в действительности. Вот почему, если бы экономический анализ не был столь важен, то все время, затрачиваемое на его изучение, было бы лучше и целесообразнее использовать для множества иных дел.
По ком звонит колокол
Прежде всего к изучению экономической теории побуждают повседневные и касающиеся каждого из нас проблемы, которыми и занимается экономическая теория.
Какие виды работ требуется выполнять? Как они будут оплачены? Какова реальная цена одного доллара при покупке товара сейчас
234
или в период галопирующей инфляции? Может ли наступить такое время, когда в пределах устанавливаемых сроков вы не будете в состоянии найти подходящую для вас работу?
Но в то же время экономическая теория рассматривает не только личные и семейные проблемы, но и вопросы, связанные с политикой, что затрагивает каждого человека.
В случае забастовки шахтеров будет ли государство решать вопрос об оказании им помощи путем увеличения моих налогов, либо будут найдены иные решения для смягчения ситуации? Должен ли я сегодня отдать мой голос за строительство новой школы или шоссе или, может, было бы лучше выждать время со строительством до наступления спада деловой активности и снижения цен на цемент, что заставит изыскивать дополнительные возможности в поисках работы? Допустимо ли лишить замужних женщин в итоге голосования права работать в государственных учреждениях и тем самым помочь мужчинам сохранить уровень занятости?

Не снизится ли размер заработной платы из-за автоматизации до полугодового уровня и не возникнет ли в результате избыток рабочей силы? Как отнестись к антитрестовскому законодательству в борьбе против монопольных цен?
Экономическая теория занимается также и вопросами предпринимательства в промышленности и торговле.
Чем вызвано катастрофическое падение акций с 1929 по 1932 гг. и столь драматическое их резкое повышение в послевоенные годы? В чем взаимосвязь одновременного повышения курса облигаций и понижения курса акций? Как должен поступить фермер в вопросе изменений соотношения между затратами земли и затратами труда, если по сравнению с земельной рентой относительно возрастает заработная плата?
Экономическая теория призвана дать ответ и на ключевые проблемы общества и нации в целом.
В чем проблематичность для Индии роста ее народонаселения? И какова подобная проблема в Соединенных Штатах? Принося в жертву производство потребительских товаров на алтарь производства машин и прочего машинного оборудования, способствуем ли тем самым в значительной степени темпу нашего роста в будущем, либо будущий рост стимулируется скорее переменной активизацией изобретательности ученых университетов, инженеров-исследователей и фабричных мастеров?



Содержание раздела