Экономический рост


Короче говоря, рациональные люди используют всю имеющуюся информацию, включая информацию о том, как функционирует экономика, и как государство проводит экономическую политику. Это позволяет им предсказывать последствия изменений в экономике независимо от того, вызваны ли они экономической политикой или чем-то другим, и соответствующим образом принимать решения, которые максимизируют их благосостояние. В этом суть рациональных ожиданий.
Глава 21. Экономический рост
Экономический рост можно определить как (а) рост реального национального продукта (дохода) или (б) рост реального национального продукта (дохода) на душу населения. Экономический рост облегчает бремя дефицита и обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.
Экономический рост определяется следующими факторами предложения: а) количество и качество природных ресурсов страны; б) количество и качество трудовых ресурсов; в) ресурсы капитала; г) технология. Два других фактора достаточный уровень совокупных расходов и эффективность распределения ресурсов существенны для реализации способностей экономики к росту.
Рост реального ВНП в Соединенных Штатах отчасти определялся увеличением трудозатрат; но главным фактором было повышение производительности труда. Технический прогресс, рост фондовооруженности, совершенствование качества рабочей силы, экономия на масштабах производства, улучшение распределения ресурсов, в свою очередь, относятся к наиболее важным факторам роста производительности труда.
Противники экономического роста (а) ссылаются на последствия загрязнения окружающей среды; (б) утверждают, что внутренние и международные проблемы это проблемы распределения, а не производства; (в) считают, что экономический рост порождает среди людей беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне; (г) полагают, что экономический рост часто
321

находится в противоречии с определенными общечеловеческими ценностями.
Сторонники экономического роста утверждают, что (а) экономический рост способствует решению дилеммы потребностей возможностей; (б) проблемы окружающей среды весьма слабо связаны с экономическим ростом; (в) экономический рост единственное действенное средство для достижения большего равенства в доходах; (г) экономический рост может сделать больше для обеспечения хорошей жизни, чем стагнация.
(Макконнелл К.Р„ Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-е изд. Т. 1. С. 15, 16, 18, 19, 27, 41, 42, 47, 48, 51, 91, 94, 109111, 115, 117, 154, 155, 166, 172, 265268, 271, 279, 320, 321, 331, 393)
СТЭНЛИ ФИШЕР, РУДИГЕР ДОРНБУШ, РИЧАРД ШМАЛЕНЗИ
Стэнли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи профессора экономики Массачусетского технологического института являются авторами одного из самых популярных в мире учебников. В нем содержится полный свод знаний по современной рыночной экономике. Эта книга продолжает традиции классического учебника П. Самуэльсона.
Ниже приводятся интересные и содержательные отрывки из 3-й части данного учебника, посвященной несовершенству современного рынка и государственному регулированию.
ЭКОНОМИКА
Часть 3
НЕСОВЕРШЕНСТВО РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Глава 11. Несовершенная конкуренция: монополия
Во многих отраслях ведущие фирмы знают, что они представляют собой настолько большую часть рынка, что могут посредством своих собственных действий оказывать влияние ни рыночную цену. Было бы глупо, если бы такого рода фирмы игнорировали эту власть, делая вид, что цена находится вне их контроля, и вели бы себя подобно совершенным конкурентам.
322

Фирмы, достаточно крупные для того, чтобы оказывать влияние на цену, похоже, уделяют пристальное внимание тому, что делают другие ведущие фирмы отрасли. Форд тревожится по поводу новых моделей и цен Дженерал моторз, Келлогг компани волнуют дела Дженерал миллз, а фирма, владеющая сетью супермаркетов, испытывает беспокойство по поводу недельного ассортимента товаров в магазинах других фирм. Все эти фирмы рекламируют свою продукцию, так же как и некоторые другие предприятия, например рестораны и аптеки, у которых имеется множество конкурентов, предлагающих сходные, но не полностью идентичные товары и услуги.



Даже рестораны и аптеки обладают некоторой способностью влиять на цены, которые они получают за свою продукцию.
Ни один из этих случаев не удовлетворяет всем необходимым для совершенной конкуренции требованиям...
Рывки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными. В данной главе и в гл. 12 мы анализируем отличия реальных рынков от идеала совершенной конкуренции и причины их возникновения.

Мы тщательно исследуем то, как эти отличия влияют на поведение фирм и на распределение ресурсов.
В п. 1 мы начинаем с характеристики основных типов несовершенно конкурентных рынков, включая монополии, проблемам которых мы посвящаем данную главу.
Монополия характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке.
Как с точки зрения количества продавцов на рынке, так и с учетом других важных аспектов монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции. Таким образом, монополия, подобно совершенной конкуренции, служит в качестве полезной отправной точки, с которой можно сравнивать другие рыночные структуры.
1. Несовершенно конкурентные рынки
На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном
323

рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене. Однако на несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию.

Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность...
Таблица 11-1. Основные типы рынков

Структурная
характеристика
Совершенная
конкуренция
Несовершенная конкуренция

олигополия
монополия

Число продавцов
Много
Много
Мало
Один

Барьеры
вхождения
Нет
Нет
Обычно есть
Да (нет вхождения

Дифференциация продукции
Нет
Есть
Возможна
Нет (один продукт)

Примеры
Сельское хозяйство, рынок акций, находящийся в собственности частных лиц
Рестораны, аптеки
Автомобили, готовые завтраки из круп
Алмазы,
моментальная фотография


В табл. 11-1 подытожены основные характерные черты трех укрупненных типов несовершенно конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике. Далее мы рассмотрим каждый из них более подробно.

На рынках всех этих трех типов, как и на совершенно конкурентных рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы оказывать заметное влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Покупатели, следовательно, являются ценополучателями, и их поведение описывается рыночными кривыми спроса.
Монополия и монопольная власть Самым крайним случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. Например,
324

до начала 80-х годов компания Объединенные прииски Де Бирс фактически контролировала все источники поставок алмазов в некоммунистическом мире. В качестве других примеров можно привести монополию Полароид на моментальную фотографию, единственный бакалейный магазин в уединенном маленьком городке и владельцев подавляющей части каналов местного кабельного телевидения. В большинстве крупных городов услуги местной телефонной связи и снабжение электричеством также обеспечиваются монополиями, но цены, устанавливаемые этими продавцами, регулируются государственными организациями.
В реальной жизни монополия это всегда вопрос меры... Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которым сталкиваются другие расположенные поблизости магазины.

Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Поскольку рыночная кривая спроса на алмазы является убывающей, компания Де Бирс знает, что чем больше алмазов она произведет, тем ниже будет цена, которую она получит за каждый экземпляр.



Содержание раздела