Демократия порождает государство, какое ей желательно.


Фордом в Дирборне, музее, в котором собраны типичные американские дома, строения и коттеджи прошлого века). Тем не менее, было бы ошибкой считать эти исторические процессы неизбежными и вслед за Омаром Хайямом повторять слова его мрачной песни: Мчатся вперед стрелки часов, всю вашу жизнь отмечая,
И не заставит вернуться их вспять добрая сила иль злая.
Ни благочестьем, ни разумом вам, в прошлое мысль возвращая,
Не зачеркнуть и горючей слезой хоть полстроки умаляя.
Демократия порождает такое государство, какое ей желательно.
На вопросы, было ли такое значительное расширение полномочий государства положительным или отрицательным моментом для сохранения и укрепления и усовершенствования нашей системы, история, если и ответит, то много времени спустя. В политике, как ни в какой другой области, верно, что дорога в ад вымощена благими намерениями.
Но прошлое позволяет сделать очень серьезный вывод. Несгибаемый консерватизм подрывает свою собственную цель. Неподатливая сталь внезапно разрушается при сильном напряжении.
272

Хрупким экономическим системам, не обладающим гибкостью и способностью эволюционным путем приспосабливаться ко все возрастающим трудностям и социальным переменам, грозит величайшая опасность угасания, какими бы прочными они ни казались в данный момент, ибо наука и техника непрерывно изменяют естественный ход экономической жизни. Если мы хотим, чтобы наша система успешно существовала, наши институты должны приспосабливаться к переменам. Можно смело сказать, что без ощущения реальной перспективы ни одной партии: ни радикалам, ни консерваторам, ни сторонникам среднего курса не отстоять своих подлинных интересов.
Прежде чем перейти к экономическому анализу характера деятельности государства, обобщим то, что мы уже рассмотрели.
Функции федеральных органов, штатов и муниципалитетов
Для того чтобы продолжить анализ государственных расходов, необходимо классифицировать их так, чтобы было понятно, какие именно мероприятия скрываются за теми или иными расходами и какие органы государства их осуществляют.
Каждый американец сталкивается с тремя ступенями государственной власти федеральным правительством, штатами и муниципалитетами. С точки зрения расходов, штаты всегда играли минимальную роль из всех этих ступеней. Такое положение сохраняется и до сих пор...
Значение муниципалитетов до первой мировой войны было значительно большим, чем всех других ступеней государственной власти. Федеральное правительство делало не больше, чем оплачивало расходы на национальную оборону, на выплату пенсий и процентов по займам прошлых войн, на финансирование общественных работ и выплату жалования судьям, членам конгресса и другим государственным чиновникам. Почти все его налоговые поступления на деле обеспечивались акцизными сборами на табак и спиртные напитки и таможенными пошлинами на импортируемые товары.

Жизнь была проста в то время. Муниципалитеты осуществляли основную часть функций, на их долю приходилась соответственно преобладающая часть государственных расходов, образующихся, главным способом, за счет налогов на владельцев различной собственности.
273

Федеральные расходы

Самое крупное предприятие в мире это Правительство Соединенных Штатов. Оно выплачивает самую большую заработную плату, покупает самое большое количество пишущих машинок и цемента.
В сфере финансов правительство оперирует астрономическими величинами миллиардами долларов. Совершенно очевидно, что такие величины трудно постичь человеческому разуму. Все мы знаем, что значит находиться на расстоянии 1 мили от дома, но на нас никогда не произведет эффекта утверждение, что солнце удалено от земли на 93 млн. миль или что в стакане воды содержится такое количество молекул, какого хватило бы, чтобы протянуть нитку жемчуга от США до Англии. Данные о государственных расходах можно лучше себе представить, если иметь в виду, что каждый миллиард долларов распределяется примерно по 6 долларов на каждого американского мужчину, женщину, ребенка.

Таким образом, при годовом федеральном бюджете 85 млрд. долл. на душу населения приходится примерно 480 долл., это равнозначно тому, что если бы примерно двухмесячная часть годового дохода должна поступать государству.




Таблица 9-2. Большая часть федеральных расходов идет на оборону и оплату последствий прошлых войн

Оценка федеральных расходов в 1961 бюджетном году

На первые четыре статьи приходится 79% общей суммы расходов. Следовательно, чисто гражданские расходы на внутренние нужды мирного времени составляют менее 1/5 общей суммы расходов. В довоенный период это соотношение было обратным.



Оценка, млрд. долл.

% к износу

Национальная безопасность

45,6

57

Услуги и пенсии ветеранам

5,5

7

% по государственному долгу

9,6

12

Помощь иностранным государствам

2,2

3

Развитие природных ресурсов

1,9

2,5

Сельское хозяйство

5,6

7
Социальное страхование, обеспечение и

4,6

6

здравоохранение





Торговля и жилищное строительство

2,7

3

Другие расходы, включая расходы, на

2,1

2,5

государственный аппарат





Общая сумма расходов

78,8

100

В табл. 9-2 даны оценки различных видов федеральных расходов в 1961 бюджетном году, т.е. с 1 июля 1960 г. по 30 июня
274

1961 г., и их доли в общей сумме федеральных расходов. Расходы по первым четырем статьям представляют в основном издержки на прошлые и будущие войны. В сумме они составляют 4/5 всех федеральных расходов; на них также приходится преобладающая часть прироста федеральных расходов по сравнению с довоенным уровнем.

Соотношение, естественно, может измениться в ту или иную сторону в случае ослабления или усиления международной напряженности.
Большая часть расходов по пятой статье идет на финансирование программ сохранения ресурсов, Администрации долины реки Теннесси, на проект морского пути по реке Святого Лаврентия и пр. Другие статьи не требуют пояснения; в них включены: помощь фермерам, социальное обеспечение нуждающихся, престарелых и инвалидов, расходы на рабочую силу, образование и здравоохранение. Расходы на дорожное строительство включены в предпоследнюю статью.
Последняя категория расходов включает издержки на функционирование Конгресса и судов, общие затраты на содержание исполнительной власти. В заключение следует отметить, что основная часть текущих федеральных расходов и долга является результатом горячей и холодной войны, а не депрессии или программ социального обеспечения.
Изменяющиеся функции государства
При изменении политической обстановки обязательно наблюдаются перемены в экономической ситуации. Последние четверть столетия происходили значительные политические перемены. Необходимо проанализировать, насколько велики и серьезны были отклонения от традиционной капиталистической системы в экономике. Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим следующие четыре вида государственной деятельности:
1. Прямой контроль. Как отмечалось выше, значительно расширилась область государственного контроля. Многие элементы этого механизма регулирования вряд ли могут быть определены как планирование, так как большую часть деятельности регулируют все еще рыночные цены.

Тем не менее, государственное вмешательство заслуживает того, чтобы подвергнуть его в дальнейшем экономическому анализу.
2. Общественное потребление. Как мы уже говорили выше, увеличение государственных расходов означает, что мы, как нация, потребляем все большую часть национального продукта. Не каждый человек покупает все больше и больше товаров

275

на деньги, а общество в целом. Например, вместо того чтобы платить за проезд по государственному шоссе (как мы платим по железной дороге), мы оплачиваем такие ценные услуги в виде налогов.
При этом следует отметить, что такие общественно потребляемые товары и услуги производятся в основном свободными частными предприятиями. Так же обстоит дело и с большей частью государственных расходов на товары производственного назначения. Однако это совсем не то, что основатели социализма понимали как социализм, т.е. не государственная собственность на землю, фабрики и заводы и не государственное управление ими.
3. Государственное производство. Вслед за этим необходимо проанализировать третий вид государственной деятельности непосредственное управление производством. В этом отношении мало что изменилось за последние несколько десятков лет.

Исторически так сложилось, что государство осуществляет лишь некоторые производственные функции. Почта и почтово-посылочная служба в течение длительного времени находятся в подчинении государства, а телеграф и железнодорожные перевозкив частных руках. Аэропорты являются собственностью государства, а железнодорожные станционные устройства частной собственностью.

В настоящее время многие муниципалитеты обеспечивают людей водой, газом, электричеством, а телефонная связь не входит в их компетенцию.
Причины такого разграничения частично объясняются исторически сложившимися условиями. Но с экономической точки зрения, их нельзя считать полностью случайными.



Содержание раздела