Необходимость в централизованном руководстве


общих мероприятий в области налогообложения и расходов, а также методов финансирования данных расходов. В части 2, где рассматриваются факторы, определяющие национальный доход и его изменения, нам станет ясно, что фискальная политика играет очень важную роль в стабилизации современного хозяйства, в предотвращении инфляции и безработицы. В оставшейся части данной главы мы используем некоторые средства экономического анализа для того, чтобы определить характер различных государственных мероприятий, рассмотренных нами выше.
Общественные и частные потребности
Рассмотрим возникновение потребности в государственном использовании товаров и услуг с экономической точки зрения. Если бы все товары могли быть произведены одинаково высокого качества на предприятиях с высокой технологией в условиях совершенной конкуренции и если бы все товары можно было бы точно поделить между разными людьми так, что чем
280

больше из этого количества потребляю я, тем меньше остается другим людям при идеальных условиях, когда каждый имеет доступ к людским и природным ресурсам, располагает одинаково благоприятными возможностями, как это было во времена первых поселенцев, то спрашивается: существовала бы тогда необходимость в смешанной экономике? И была бы необходимость в централизованном руководстве? Нужно ли весь мир воспринимать как общество, если его можно рассматривать как массу независимых атомов, органически не связанных между собой. Поэтому такой идеальный случай, при котором роль государства равна нулю, представляет крайний полюс. Но даже в том случае между людьми, между отдельными районами должны были бы существовать элементарное разделение труда и определенная система ценообразования, а это значит, что обязательно появились бы суды и полицейские, чтобы обеспечить честность в выполнении контрактов, защитить от воровства и насилия, дать гарантию законных прав на собственность.

Это было бы состояние... с минимальным вмешательством государства; и оно могло бы представлять собой хорошую систему при идеальном соблюдении условий, лежащих в ее основе.
Общественные потребности в реальной жизни
В реальной жизни все перечисленные выше условия всегда соблюдаются лишь частично. При каждом строе способности человека, благоприятные возможности, владение средствами производства имеют свои особенности, определенные биологической и социальной историей. Это и составляет предмет исследования данной книги: найти и проанализировать те важнейшие компромиссы, на которые может пойти свободное общество.

А в данной главе мы сосредоточим наше внимание на факторах, вызывающих необходимость вмешательства государства.
Рассмотрим вопрос национальной обороны, который имеет для любого общества жизненно важное значение. Но если рассматривать вопрос с точки зрения затрачиваемой на нее продукции, то чем он отличается от массы других товаров, производимых частными предпринимателями, например хлебом? Если хлеб можно поровну поделить между собой, то национальная оборона должна обеспечиваться всеми автоматически.

Большинство людей понимает и принимает это, но даже среди этого большинства найдется всегда человек, который готов поступиться хлебом для усиления оборонной мощи Америки. И если пацифисты открыто заявляют, что эти расходы их не очень ин-
281

тересуют, то поджигатели готовы все отдать ради национальной обороны.
Есть ли возможность при условиях господства laissez faire, когда отсутствуют соответствующие политические постановления, а если понадобиться и принуждение, обеспечить национальную оборону, необходимость которой признана большинством?
Наверное, нет. При том условии, что человек знает, что он так или иначе извлечет пользу из оборонных расходов, которые уже кем-то оплачены, то значит ли это, что он должен идти на рынок и предъявить спрос на 1 долл.? Наверное, его действиями должно руководить чувство патриотизма, которое находит свое отражение в поступках людей, в том, как проголосуют он и его знакомые, а также в том, что он молча соглашается с законами, направленными на увеличение ассигнований на оборону.

Такой пример является, конечно, крайним случаем. Но когда вы думаете о деятельности государства вообще, т.е. и о полицейских, и о постройке плотины в верховье реки с целью предотвратить наводнение в устье, то обнаруживаете многие общие моменты:
Полезность общественных благ в отличие от полезности частных товаров имеет внешний, потребительский эффект и распространяется больше, чем на одного человека. Если товар можно поделить без остатка на группу людей, без оказания внешнего эффекта на других членов общества, то такой товар не может быть объектом деятельности государства.
В главе 22 мы детально рассмотрим эффекты распространения на так называемом внешнем расточительстве, когда дым одной фабричной трубы загрязняет воздух для всех, и экономии извне, когда, например, для вашего сада создаются более благоприятные условия в результате того, что сосед разводит пчел, чтобы улучшить опыление собственных деревьев. Таких примеров можно привести множество.
Возьмем маяк, предостерегающий суда от опасности. Его свет помогает в темноте каждому, кто оказался в беде. Деловой человек, главной жизненной целью которого является получение прибыли, не стал бы строить маяк, поскольку он не сможет требовать плату с каждого, в чьем поле зрения оказался маяк. Это безусловно такой вид деятельности, который обязано взять на себя государство.

Это соответствует критерию, сформулированному Авраамом Линкольном: Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но что они сами своими индивидуальными усилиями не могут делать вообще или не могут делать должным образом.
282

Ярким примером является и государственное финансирование исследовательских работ в области выращивания зерновых злаков. Практически крупных предпринимателей среди фермеров-конкурентов нет. И каждый отдает отчет, что его финансовых возможностей явно недостаточно для исключительно индивидуального пользования результатами научных изысканий.

Но, применяя научные открытия и связанные с прогрессом науки новые технологии и усовершенствования, фермер, как и все общество в целом, получает значительные выгоды. На этом основании в силу феномена распространения научных знаний ни одна частная фирма не будет вкладывать свои, правда ограниченные, средства в науку в интересах какой-либо группы. Поэтому демократические силы поддерживают усилия государства в стимулировании научных исследований, невзирая на то, какие силы государственные лаборатории или частные фирмы привлекаются в этой области.
Этим мы закончим столь краткий экономический анализ характера государственной деятельности. В части 3 мы должны рассмотреть вопросы, выходящие за рамки государственных финансов, и экономические принципы, которые определяют, когда государству следует вмешиваться в состояние laissez lire, чтобы ограничить власть монополий и использовать налоги и субсидии в качестве компенсации нарушений, вносимых внешней расточительностью и экономикой извне.
Реферат учебника П. Самуэльсона и В. Нордхауса ЭКОНОМИКС
В течение нескольких десятилетий П. Самуэльсон был единоличным автором учебника Экономикс. В 1985 г. в подготовке двенадцатого издания этого учебника принял участие профессор Йельского университета Вильям Д. Нордхаус один 1 самых заметных молодых американских ученых.
Ниже даны извлечения из реферата (изложения существа) учебника П. Самуэльсона и В. Нордхауса Экономикс.
Предисловие
Наука живой и развивающийся организм. Наступило время, когда она требует коллективной работы, основанной на сотрудничестве различных поколений ученых. Мы оба свидетельствуем об этом попыткой создания нового синтеза современных направлений экономике. Мы обращаем пристальное внимание на все конкурирующие школы экономике: посткейнсианский
283
1 В ряде книг американских авторов, изданных в нашей стране, “economics” переведен на русский язык как экономика.
2 Самуэльсон П. Экономика. Т. 1. С. 12.
3 Там же. С. 23-24.



Содержание  Назад  Вперед