Основы теории ценности хозяйственных благ.


Например, если человек страдает от недостатка витамина С, тяжело заболел, ответ на вопрос что полезнее яблоко или скрипка вполне очевиден. Или если в результате землетрясения разрушены многочисленные жилые кварталы, местные власти при обсуждении расходов своего бюджета не будут мучиться поиском ответа на вопрос: что полезнее восстановление жилых домов или строительство оперного театра? Вообще без сопоставления потребностей, без оценки полезного эффекта тех или иных материальных и духовных благ каждый раз, когда требуется принятие хозяйственного решения, никакая экономическая деятельность была бы невозможна. При этом сама проблема поиска измерения полезности вызывала оживленную полемику в среде сторонников теории предельной полезности. В каких единицах измерить
84
полезный эффект? В зависимости от ответа на этот вопрос ученые разделились на два «лагеря» ординал истов и кардиналистов, однако суть этой проблемы можно уяснить лишь после изучения самой категории предельной полезности, кривой спроса и других важных категорий экономической науки. Подробнее об этом в гл.6.
Обратимся к более подробной характеристике проблемы стоимости (ценности) в концепции теории предельной полезности. Ученые, разработавшие эту теорию, У.Дже-вонс, А.Маршалл (Великобритания), Е.Бем-Баверк, К.Менгер, Ф.Визер (Австрия), Л.Вальрас (Швейцария), В.Парето (Италия) и другие в основном создавали свои труды в конце XIX начале XX вв.
Нередко вклад этих исследователей (особенно представителей австрийской школы), как отмечалось выше, в развитие экономической теории именуют «субъективной революцией», или революцией «предельной полезности» Цена, определяемая предельной полезностью, помогла разрешить многие загадки и парадоксы хозяйственной жизни, сдвиги в спросе и предложении и вообще в том разделе экономической науки, который сейчас принято называть теорией потребительского выбора. Чаще всего в связи с этим упоминается знаменитый «парадокс Смита»: почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, чья польза намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей, стоит так дорого? По мнению Ф.Хайека, с элементарными основами теории предельной полезности должен быть знаком каждый образованный человек (Хайек Ф. Пагубная самонадеянность.

M., 1992 С. 175).
Сторонники теории предельной полезности «стоимости» как объективному воплощению труда в товарах, противопоставляют категории полезности и субъективной ценности, выражающие отношение человека к вещи. При этом субъективную ценность связывают с редкостью блага, т.е с величиной его запаса. «Ценность предполагает, писал Е.Бем-Баверк, именно ограниченность количества вещей, отсутствие ценности предполагает избыток их» (Бам-Баверк E. Основы теории ценности хозяйственных благ. Австрийская школа в политической экономии. M., 1992.

С.262). Представители теории предельной полезности, выводя ценность из полезности, считают необходимым выделить два вида полезности:
85
а) абстрактную, или родовую полезность, т.е. способность блага удовлетворять какую-либо потребность людей; б) конкретную полезность, которая означает субъективную оценку полезности данного экземпляра этого блага. Эта субъективная оценка зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем (степени интенсивности потребности).
В поисках средства измерения величины субъективной полезности сторонники теории предельной полезности используют законы Г.Госена (немецкого экономиста, 1810-1858 гг.). Согласно этим законам, по мере удовлетворения потребности «степень насыщения» растет, а величина конкретной полезности (степень «настоятельной потребности») падает. Это означает, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага имеется его «предельный» экземпляр, удовлетворяющий «настоятельную потребность».

Отсюда делается вывод, что ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.


Иллюстрацией проблемы предельной полезности у Е.Бем-Баверка служит позаимствованный им из работ БСМенгера пример с пятью мешками зерна, которыми обладает старик-отшельник, живущий в лесу. Полезность этих мешков зерна располагается в убывающем порядке: первый мешок употребляется для удовлетворения самых насущных потребностей питания, второй для улучшения питания, третий для откорма домашних птиц, четвертый для изготовления пива, пятый для забавы (кормления попугаев). Лишившись какого-либо одного мешка, отшельник фактически отказался бы лишь от корма попугаев, т.е. удовлетворения наименее настоятельной потребности.

Поэтому именно ею определяется ценность каждого из пяти мешков зерна. По определению Бем-Баверка, «величина ценности материального блага определяется важностью той конкретной потребности (или частичной потребности), которая занимает последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем наличным запасом материальных благ данного рода... ценность вещи измеря-
ется величиной предельной полезности вещи. Это положение является центральным пунктом нашей теории ценности. Все дальнейшее связывается с ним и выводится из него» (Е.Бем-Баверк.

Основы теории ценности хозяйственных благ. Указ.соч. С. 278, 279). Следовательно, полезность последней единицы каждого блага, т.е. единицы, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность, и есть предельная полезность1.

По мнению сторонников данной теории, субъективная оценка каждого блага человеком непосредственно определяется предельной полезностью этого блага, а объективные меновые пропорции или цены товаров зависят от субъективных оценок и в конечном счете тоже определяются предельной полезностью. Теперь становится возможным объяснить и «парадокс Смита»: нужно различать общую полезность всего запаса блага и предельную полезность. Общая полезность всего запаса воды, конечно, выше общей полезности алмазов, но ценность этих экономических благ объясняется предельной полезностью, а она выше у алмазов.
Родоначальником нового направления в теории ценности и цен является выдающийся английский экономист А. Маршалл. Односторонность теории предельной полезности он видел в объяснении ценности только полезностью. А.Маршалл соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства.
Широко известно мнение А. Маршалла о необходимости синтеза предельной полезности и издержек производства при определении того, чем определяется стоимость товара. «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц» (Маршалл А. Принципы экономической науки. M., 1993. T.VII.

С.31-32).
Именно с работами А.Маршалла связан отход неоклассической школы от попыток построить монистическую теорию стоимости и цены. Принцип монизма означает, что должен быть найден единый источник стоимости, единое основание цены, единый источник доходов общества в рыночном хозяйстве. Таким единственным источником, на-
Огсюда ясно, почему это направление в экономической теории получило название субъективной школы.
'Термин «предельная полезность» впервые введен в научный оборот Ф.Визе ром.
86
87
пример, в теории К.Маркса является труд и только труд. Теоретики австрийской школы ищут такое единое основание в категории предельной полезности. В теории же А. Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и предложения (издержек производства товара).

По мнению А. Маршалла, ценность товара в равной мере определяется полезностью и издержками производства.
Дать развернутую характеристику второй стороне (издержками производства) в этом параграфе не представляется возможным, так как для этого нужно познакомиться с категорией предельных издержек (гл.6), а также с теорией предельных продуктов и предельной производительности факторов производства (гл.9). Но уже здесь можно заметить, что в теории неоклассиков при определении стоимости товаров используется своеобразный подход к оценке производственных ресурсов, направленных на изготовление товара, в том числе и фактора труда. Почему осуществляются затраты труда на производство какого-либо товара (и не только труда, но и других факторов капитала и земли)? Потому что общество испытывает потребность в какой-то конкретной полезности. Именно ценностью этого товара, этой полезностью и будут определяться ценности затрат труда, капитала и земли.

Именно ценность конечного товара определяет ценность того или иного фактора производства, масштаба его применения и в целом величину издержек производства. Стоимость готового товара вменяется стоимости пошедших на его изготовление факторов производства (поэтому этот подход в экономической теории, дополненный теорией предельной производительности, называется концепцией вменения).
Поясним этот принцип на конкретных примерах.



Содержание раздела