Экспорт (импорт) товаров и услуг


502
503
или налогов, различные политические события, предполагающие конфискацию частной собственности, как правило, вызывают сброс валюты и падение ее курса на валютных рынках.
Валютные курсы значительно зависят и от официальных интервенций на валютном рынке, которые имеют своей целью поддержать слабеющие валюты благодаря поглощению определенного количества ее избыточного предложения, хотя это и не всегда удается.
Заметное влияние на валютные рынки оказывает состояние платежного баланса. Платежный баланс показывает состояние суммы фактических платежей, получаемых страной из-за границы, и суммы платежей, произведенных ею за границей за определенный период времени (обычно за год). При активном платежном балансе страна получает из-за границы платежей больше, чем заплатила сама (при пассивном, соответственно, наоборот).
В доходную часть платежного баланса включаются поступления от внешней торговли, фрахтования судов, капиталовложений за границей, доходов от иностранного туризма, валютно-кредитных операций и др. Соответственно такие же статьи включаются в расходную часть платежного баланса.
Одной из важнейших составных частей платежного баланса является торговый баланс. В нем отражаются поступления и расходы страны по экспорту, импорту и реэкспорту. Он показывает движение товаров, услуг, неторговых платежей и т. д.
В случае, когда страна расходует больше, чем получает, понижается курс национальной валюты.
Каждая страна неизбежно сталкивается с проблемами установления внешнего и внутреннего равновесия. Под внешним равновесием подразумевается процесс балансирования внешних расчетов с целью поддержания валютного курса на постоянном уровне. Внутреннее равновесие означает установление совокупного спроса на уровне, который соответствует полной занятости (см. гл.

13).
Как правило, установить одновременно внутреннее и внешнее равновесие для данной страны весьма сложно. Зачастую, как только правительство добивается сбалансированности внешних платежей (внешнего равновесия), внутренние проблемы безработицы и инфляции выходят из-под его контроля. С другой стороны, государственное
регулирование внутреннего спроса при помощи бюджетной и денежно-кредитной политики может привести к разбалансированности сальдо платежного баланса, что в свою очередь приводит к подрыву фиксированного уровня валютного курса.
Следовательно, государство должно в целях поддержания платежного баланса использовать денежно-кредитные рычаги, а для регулирования внутреннего совокупного спроса бюджетную политику. Но это справедливо только при том условии, что данная страна находится в системе фиксированного валютного курса. Иной подход к решению данных проблем предлагает система плавающих (гибких) валютных курсов.

В этом случае правительство должно позволить заботиться о внешнем равновесии гибкому валютному курсу, а макроэкономическое регулирование направить на поддержание только внутреннего совокупного спроса. Это регулирование должно опираться как на денежную, так и на бюджетную политику.
С одной стороны, государство преднамеренно расширяет денежное предложение, что облегчает заимствование в национальной валюте, снижает процентные ставки, ведет к росту расходов и к обесцениванию национальной валюты. Все это повышает конкурентоспособность отечественных фирм по сравнению с иностранными, что ведет к улучшению торгового баланса, к росту общих расходов на продукцию национального производства. Прирост совокупного спроса, связанный с обесценением валюты, усиливает экономический подъем страны.

Следовательно, при гибких валютных курсах денежная политика оказывает более ощутимое воздействие на национальный доход, чем при фиксированных курсах.
С другой стороны, государство должно использовать и бюджетную политику для поддержания внутреннего равновесия. При этом увеличиваются правительственные расходы и (или) снижается уровень налогов; эти мероприятия стимулируют совокупный спрос, вследствие чего происходит рост импорта, ухудшение торгового баланса, ослабление внутренней валюты. Но, однако, это приводит к росту процентных ставок и притоку иностранных капиталов, что в какой-то степени укрепляет хотя бы временно национальную валюту.


Влияние гибких и фиксированных валютных курсов на стабилизацию экономики расценивается по-разному в раз-
504
505
личных ситуациях. Здесь многое зависит от того, какие факторы (шокк) внутренние или внешние имеют более сильное влияние на экономику в данный момент. Как правило, гибкие валютные курсы более предпочтительны при усилении роли внешних шоков (миграция капитала, колебания экспортного спроса и др.).

Но при усилении роли внутренних шоков (политическая и экономическая нестабильность общества) повышается значение фиксированных курсов.
Так, гибкие курсы, по-видимому, должны рекомендоваться странам, которые экспортируют сырье в промыш-ленно развитые страны, и чей спрос зависит от экономического цикла. В то же время странам с нестабильными внутренними расходами подойдут фиксированные валютные курсы.
В последние годы вследствие неустойчивости валютных отношений усиливается потребность в их межгосударственном регулировании, повышается роль Совещаний глав правительств и министров финансов семи ведущих про-мышленно развитых стран для решения вопросов регулирования мирохозяйственных связей. Установлен ряд показателей (индикаторов), позволяющих обеспечить сопоставимость экономической политики различных стран. К ним относятся прирост внутреннего национального продукта, уровень внутреннего спроса, безработицы, инфляции, состояние торгового и платежного баланса, темпы роста денежной массы и процентных ставок, уровень валютных курсов и товарных цен, состояние государственного бюджета.
В международную валютно-кредитную систему входят Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Международный валютный фонд (МВФ) действует с 1947 года. Его основными задачами являются содействие развитию международной торговли и валютному сотрудничеству путем регулирования валютных курсов, поддержание устойчивости валютных паритетов, предоставление кредитных ресурсов странам-членам МВФ, которых в настоящее время насчитывается более 150.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) образован в 1945 г. Эта межправительственная финансовая
организация предоставляет долгосрочные займы с целью стимулирования экономического развития стран-членов МБРР. Условием членства в МБРР является членство в МВФ. Так же, как и в Международном валютном фонде, в МБРР состоит примерно 150 стран.
§ 6. Экономическая интеграция
В последние десятилетия во всемирном хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств нескольких стран, направленные на создание единого хозяйственного организма и получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интегрирующихся стран.
Интеграция выступает как высшая форма проявления интернационализации хозяйственной жизни, как результат очень высокого уровня международного разделения труда и кооперационных связей. Можно сказать, что при этом международные экономические взаимосвязи становятся настолько прочными, что происходит глубокое взаимопереплетение национальных процессов воспроизводства.
Хотя интернационализация хозяйственной жизни достигла глобальных масштабов, в настоящее время интеграционные процессы носят в основном региональный характер. Наиболее развитые интеграционные союзы находятся в Западной Европе. Именно здесь прежде всего обнаруживается несовместимость современного производства с узостью внутренних рынков, действуют центростремительные тенденции к объединению отдельных стран.

Этому способствует также стремление выстоять в борьбе с конкурентами из США и Японии.
В середине 60-х годов в Западной Европе было создано Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»), в рамках которого к настоящему времени отменены таможенные пошлины и сняты внутренние ограничения на экспорт и импорт, введены единые таможенные тарифы по отношению к импорту из третьих стран, создан общий режим регулирования цен в сельском хозяйстве и аграрный фонд, установлены либеральные условия миграции капитала и рабочей силы, создана европейская валютная система с единой расчетной единицей ЭКЮ.
506
507
Идея объединения Европы в настоящее время начинает осуществляться на практике. Предполагается, что после 1992 года будет завершено создание действительно «единого внутреннего рынка» 12 стран Западной Европы. Вводятся единые гражданские паспорта, системы стандартов, коммуникаций и транспорта, общая таможенная система, унифицируются налоги, отменяются все пошлины и регулирующие инструкции во взаимной торговле, будут признаваться равноценными национальные дипломы об образовании.
Идет процесс создания экономического союза и постепенного преобразования Европейского экономического сообщества в Европейский Союз, в котором каждая страна будет сохранять свою самобытность. Принято решение и о создании валютного союза на базе постепенного установления валютных паритетов и выравнивания уровней экономического развития всех стран-членов ЕЭС.Предполагается, что в результате создания валютно-экономического союза ЕЭС получит собственную денежную единицу прочный и стабильный ЭКЮ.
По оценкам специалистов, экономический эффект от реализации намеченной программы дальнейшего развития экономической интеграции в Западной Европе проявится прежде всего от экономии на масштабах производства, снижения издержек производства, ускорения научно-технического прогресса, повышения темпов экономического роста, улучшения условий торговли и т. д.
Остальные страны Европы, как предполагается, будут постепенно присоединяться к Европейскому Союзу, расширяя процесс интеграции на всю территорию континента. Сближение восточноевропейских стран с ЕЭС будет происходить медленно и весьма болезненно. Но и этот процесс можно считать исторически предопределенным, в результате чего сформируется единая Европа, не разделенная на Север и Юг, Запад и Восток, начнут функционировать общеевропейские институты.
В других регионах мира также происходит углубление хозяйственных взаимосвязей, создание различных региональных группировок, основанных на принципах общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и валютных союзов.
Особенно активно интеграционные процессы идут среди молодых государств. Но они испытывают на себе воздействие транснациональных корпораций, технологическую зависимость от промышленно развитых стран, узость национальных рынков, большие различия в структурных хозяйственных комплексах этих стран.
К наиболее крупным интеграционным группировкам развивающихся стран можно отнести Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАЙ), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), Карибское сообщество (КАРИКОМ), Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.
Основные понятия:
Мировая торговля
Экспорт (импорт) товаров и услуг
Мультипликатор внешней торговли
Протекционизм
Политика свободной торговли
Таможенные тарифы
Нетарифные барьеры
Импортные квоты
Демпинг
Миграция капитала
Прямые и портфельные инвестиции
Трансфетные цены
Международные корпорации
Миграция трудовых ресурсов
Евровалютный рынок
Международная валютная система
Конвертируемость валюты
Коллективные валютные единицы
Валютный рынок
Система плавающих валютных курсов
Система фиксированных валютных курсов
Платежный и торговый баланс
Внешнее равновесие
Внутреннее равновесие
Международный валютный фонд
Экономическая интеграция
Европейское сообщество
508
509
Раздел V.
ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ



Содержание раздела