Ценообразование в условиях олигополии


Общество заинтересовано в большем объеме производства и меньших издержках на единицу продукции. При увеличении выпуска с Qi до Q2 средние издержки уменьшились бы, но тогда для сбыта дополнительной продукции пришлось бы либо снизить цену, либо увеличить издержки по стимулированию продаж (а это связано с ростом издержек сбыта). Этот путь не подходит несовершенному конкуренту он не желает «испортить» свой рынок понижением цен. Для максимизации прибылей фирма создает определенный дефицит, который и обусловливает цену, превышающую предельные издержки.

Слово «дефицит» в данном случае не нужно понимать как припрятывание товара под прилавком в условиях «реального социализма». Дефицит означает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с тем его объемом, который был бы в условиях
169
совершенной конкуренции. Это видно и из графика: на 6 видно, что Qi Q2.
Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью в условиях совершенной конкуренции. Монопольная прибыль проявляется как нарушение совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке.
Важный вопрос: а насколько устойчиво это превышение над нормальной прибылью? Очевидно, это будет зависеть от возможностей притока в отрасль новых фирм. При совершенной конкуренции добавочная прибыль (выше нормальной) сравнительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм.

Если же барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер.
Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лернера (А. Лернер, андийский экономист, предложивший этот показатель в
30-е годы XX в.): L = ^=-----. Чем больше разрыв между
P и MC, тем больше степень монопольной власти. Величина L находится в интервале между О и 1. При совершенной конкуренции, когда P = MC, индекс Лернера, естественно, будет равен О.
Совершенная конкуренция предполагает свободный перелив всех факторов производства из отрасли в отрасль. Поэтому в условиях совершенной конкуренции, как подчеркивается неоклассической школой, отчетливо проявляется тенденция к нулевой прибыли '. Если же появляются препятствия для свободного перелива ресурсов, возникает монопольная прибыль.
§ 3. Ценообразование в условиях олигополии
Рассмотренные выше примеры построены, как уже отмечалось, применительно к крайнему случаю несовершенной конкуренции случаю «чистого» монополиста. Однако в реальной действительности такая ситуация весьма редка. Современные рыночные структуры более точно было бы охарактеризовать термином «олигополия».

Дословно термин «олигополия» означает «немного продавцов». Это
'Нулевая прибыль не отсутствие прибыли вообще, а лишь «нормальный» се уровень.
170
тип рынка, при котором несколько крупных фирм захватывают производство и сбыт основной массы продукции. Концентрацию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии можно измерить с помощью индекса 'Герфиндаля (H). Построение этого индекса предполагает предварительную оценку доли фирмы на рынке, т. е доли в общем объеме продаж отрасли (в процентах), обозначаемую символом S. Например, если одна из фирм поставляет на рынок 50% всего отраслевого объема продаж, то ее S = 50%.

Далее необходимо определить, сколько всего фирм в отрасли (от 1 до п). И, наконец, показатель каждой фирмы возводится в квадрат и все показатели Si суммируются:
п
__ f,i -.* ~i --* *-Ч I,
В случае «чистой» монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы (п = 1), индекс Герфиндаля будет равен 10000, т. е. Si = 100%, a H = 1002 = 10000. Если в отрасли две фирмы-олигополии, и рыночные доли их равны (50% у каждой), то H = 502 + 502 = 5000. В случае, приближающемся к совершенной конкуренции, когда в отрасли, например, 100 фирм и доля каждой равна 1%, индекс
Н=1| + 12+13 + ... ljoo= ^^' Индекс Герфиндаля реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли. Так, если не использовать индекс и ориентироваться только на количество фирм в отрасли, то можно подумать, что отрасль, где функционируют 5 фирм, более концентрирована, чем та, в которой действуют 6 фирм. Однако здесь не учитывается показатель S. Например, в отрасли 6 фирм, у одной из них S = 50%, а у других пяти доли по 10%. Тогда индекс H = 502 + (102 х 5) = 7500.



Когда же в отрасли 5 фирм, и у каждой равные рыночные доли, т. е. S = 20%, то индекс H = 2O2X 5 = 2000. Таким образом, отрасль с шестью фирмами обладает большей степенью концентрации, чем отрасль, состоящая из пяти фирм, но в ней нет доминирующей фирмы.
Важно подчеркнуть, что в случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Вкратце можно сказать, что неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров,
171
рекламы, послепродажного технического обслуживания и т. п. Каждый олигополист учитывает, что снижение его цены вызовет ответную реакцию других олигополистов. Поэтому возросший вследствие пониженной цены спрос распределится между всеми фирмами, и фирме, которая первой понизила цену, достанется лишь часть возросшего спроса. А если эта же фирма повысит цену, другие фирмы могут и не последовать за ней, и поэтому спрос на ее продукцию сократится значительно более резко, чем это произошло бы в случае общего повышения цен ( 7).


7.
Графически кривая спроса фирмы-олигополиста имеет оригинальный характер «ломаной кривой». (Идея «ломаной кривой» принадлежит американскому экономисту П. Суизи, описавшему ее в 40-х гг. XX в.).
Из графика видно, что каждой фирме в условиях олиго-полистической структуры рынка кривая спроса DDi (по отношению к точке E, т. е. уровню установившейся цены P0) представляется в сторону повышения цены очень эластичной (пологой) отрезок ED. В сторону же понижения цены неэластичной (более крутой) отрезок EDi. Другими словами, в точке E установившейся отраслевой цены кривая спроса фирмы-олигополиста имеет перегиб, обусловливающий устойчивость отраслевой цены.
Эта устойчивость, или жесткость олигопольной цены (на уровне Po) будет понятнее, если внимательно рассмотреть
172
кривую предельного дохода олигополии. Оригинальному характеру «ломаной кривой» спроса соответствует и своеобразная конфигурация кривой предельного дохода олиго-^полии, состоящая из трех отрезков: MR, AB, MRi. Особенно интересен отрезок AB, представленный в виде вертикальной линии. Как уже отмечалось выше, существуют различия в эластичности спроса на продукцию олигополии в сторону повышения (выше Po) и в сторону понижения цены (ниже Po).

Эти различия и приводят к тому, что кривая предельного дохода имеет разрыв, представленный вертикальным отрезком AB. В пределах этого отрезка, т. е. между точками А и В, кривая предельных издержек может смещаться и вверх, и вниз, но это не повлияет на уровень сложившейся олигопольной цены Po: пересечение вертикального отрезка предельного дохода и кривой MC все время будет происходить на одном и том же уровне (Po) и неизменном объеме выпуска продукции (Qo).
В условиях стабильного уровня цен в отрасли олигополии предпочитают вести между собой неценовую конкуренцию, стремясь избежать разрушительных потерь при «ценовой войне». Очень важно понять, что ценообразование в условиях олигополии отличается определенной стабильностью цен. Эта фиксированность цены вообще связана с проблемой согласования рыночной политики нескольких фирм в отрасли. Если вспомнить модель совершенной конкуренции, то там проблемы взаимоприспособления фирм не было.

Производители полностью автономны и не существовало необходимости и возможности осознанного взаимодействия. Действия каждого отдельного производителя направлял рынок.
Проблемы взаимного приспособления нет и в модели рынка монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, где каждая фирма имеет свой специфический рынок соответственно своему дифференцированному продукту.
Этот вопрос не возникает и в абстрактной модели «чистой» монополии, где действует единственный продавец однородного продукта.
В условиях олигополии у фирм возникает дополнительная цель, или некая «сверхзадача». Это максимизация
173
I »
совокупной прибыли в масштабах олигополии Ведь в результате согласованного поведения группа в целом и каждый ее участник могут получить больше, чем при независимых действиях. Олигополисты ограничивают конкуренцию, исключая такие рискованные формы борьбы, как открытая ценовая конкуренция.
Согласование олигополиями рыночных цен на свою продукцию получило название лидерства в ценах. Лидерство в ценах подразумевает отказ от явной ценовой конкуренции. Смысл его состоит в том, что фирмы-олигополи-сты данной отрасли в формировании и изменении своих цен ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером.

Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли. Изменения в ценах фирм-лидеров служат ориентиром для соответствующего изменения в ценах других компаний данной отрасли.



Содержание раздела