Современная микроэкономика: анализ и применение.


Важно отметить, что даже если ценовой лидер значительно превосходит другие компании по своей экономической силе, он не может ориентироваться только на диктат. В своем ценообразовании он должен учитывать и интересы других, «ведомых» компаний. Эти интересы связаны и с покрытием их издержек, и предоставлением им достаточной нормы прибыли, и обеспечением достаточного сбыта их продукции.

Ценовой лидер должен вовремя изменять свои прейскурантные цены, если они в результате изменения спроса или издержек перестают соответствовать интересам других фирм, входящих в олигополистическое соглашение.
П. Самуэльсон и В. Нордхаус рассматривают три важнейших типа олигополистического поведения: 1) тайная олигополия; 2) олигополия доминированная и 3) монополистическая конкуренция (см. «Экономические науки», 1990, № 7. С. 114).
1 Подробнее о феномене дополнительной цели у олигополии смотри в книге: Козлова К. , Энтов P. Теория цены, M., 1972. Большое внимание проблеме олигополии и лидерства в ценах уделяется в работах Никитина С.: Проблемы ценообразования в условиях современного капитализма (M., 1973); «Монополия, олигополия и конкуренция», «МЭ и МО», № 3,1989; Макконнелл, Брю С. Экономикс, т. 2, M., 1992, гл. 28; Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. M., 1992, т 2, гл. II, Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель.

С. Пб., 1992, гл. 9 (раздел 9.2).
174
В первом случае, отмечают авторы, когда олигополисты могут полностью сговориться, рыночная цена будет соответствовать ситуации единственного монополиста.
Во втором случае, когда самая крупная фирма отрасли контролирует 60-80% отраслевого объема реализации, может быть выбрано несколько линий поведения. Можно, например, уступить часть рынка конкурентам (мелким фирмам) и затем действовать как чистый монополист на контролируемых 60-80% рынка.
В третьем случае существует много продавцов и покупателей, свободен вход и выход фирм из отрасли и каждая фирма непосредственно не влияет на цены других фирм. Этим ситуация напоминает рынок совершенной конкуренции. Отличие заключается в том, что здесь имеется дифференциация товаров (о чем сказано выше) и каждый продавец имеет понижающуюся кривую его спроса.

Исходя из этого обстоятельства продавец устанавливает цену на свой товар.
§ 4. Монопсония
Предыдущий анализ был связан с монополией как феноменом определенной власти над рыночной ценой со стороны продавца. Но известный контроль над ценами может быть и со стороны покупателя. Если термин монополия означает «один продавец», то монопсония «один покупатель» .
Исследование проблемы монопсонии является одной из важнейших научных заслуг Дж. Робинсон. В данном параграфе будем следовать логике этого экономиста.
Прежде чем анализировать установление цен в условиях монопсонии, сравним рынок совершенной и несовершенной конкуренции «глазами покупателя». В условиях совершенной конкуренции действует множество продавцов и точно так же действует множество покупателей. Как отдельный продавец fe этих условиях не может повлиять на рыночную цену, так и отдельный покупатель при совершенной конкуренции не может воздействовать на рыночную цену покупаемых им товаров. Линия спроса на про-
Принято считать, что слово «монопсония» введено в научный оборот Дж. Робинсон. Однако в своей работе она ссылается на Б. Л. Халварда из Кембриджа, подсказавшего ей этот термин. (Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции.

M., 1986. С. 29S).
175
дукцию совершенного конкурента-продавца характеризуется абсолютной эластичностью. И так же линия предложения для совершенного конкурента-покупателя является абсолютно эластичной. Это означает, что если покупатель предложит за товар меньше денег, чем сложившаяся рыночная цена, он не купит ничего.

А предложив денег больше, он купит товаров сколь угодно много.
Сравним кривые спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции со стороны покупателя и со стороны продавца (производителя).
На графике ( 8-а), уже известном из анализа совершенной конкуренции, кривая спроса на продукцию продавца (производителя) имеет горизонтальный вид, а кривая его предложения это восходящая ветвь кривой предельных издержек MC.


График ( 8-6) является как бы зеркальным отражением графика на 8-а. Покупателей в условиях совершенной конкуренции много, и каждый из них не в состоянии воздействовать объемом своих закупок на линию предложения SS. Именно поэтому горизонтальность линии предложения является признаком совершенной конкуренции среди покупателей.

Что же скрывается за линией SS, т. е. кривой предложения продукции (со стороны покупателя)?
Неизменность цены в условиях совершенной конкуренции со стороны покупателей означает, что покупатель никак не влияет на нее, и соблюдаются все условия равновесия: P = AC = MC. Со стороны покупателя уплачиваемая
5 (MC).
K)/


D(MU)
а.
Q О
8.
176
б.
им цена P совпадает и с дополнительными (предельными) издержками приобретения продукции. Поясним это подробнее.
Предельные издержки приобретения это дополнительные издержки покупателя при закупке ям дополнительной единицы продукции. Покупатель уплачивает за приобретаемый им товар определенную цену. Эта цена P его издержки как покупателя. Если эта цена неизменна при каждой дополнительной покупке единицы продукции, то и предельные (дополнительные) издержки приобретения товара будут оставаться неизменными.

Это и отражается на горизонтальности линии предложения.
Следовательно, если P = AC, то линия SS есть не что иное как линия средних издержек (AC). И эта же линия совпадает с линией предельных издержек приобретения (MC) покупателя. В условиях совершенной конкуренции, рассматриваемой со стороны покупателя, линия предложения SS это одновременно и линия средних издержек AC и линия предельных издержек приобретения продукции MC, и она имеет горизонтальный характер.
Условием равновесия продавца (производителя) являет ся, как известно, равенство предельных издержек MC и предельного дохода MR. Той же логики рыночного поведения должен придерживаться и покупатель: он должен сравнивать свои предельные издержки и предельный доход, если стремится к достижению равновесия.
Что такое предельные издержки покупателя, уже выяснено: это его дополнительные затраты на приобретение дополнительной единицы продукции. И если цена покупаемой продукции неизменна, то она совпадает с предельными издержками покупателя. А что такое предельный доход MR покупателя? Если он приобретает продукцию, то, очевидно, руководствуется закономерностями, присущими динамике предельной полезности MU. Прирост дохода MR со стороны покупателя это прирост полезности.

Следовательно, кривая спроса DD покупателя это кривая предельной полезности MU, или кривая предельного дохода MR.
В условиях монопсонии на рынке действует не множество, а один покупатель. Что же будет представлять собой кривая предложения в условиях монопсонии? Очевидно, она должна утратить горизонтальный характер и приобрести иной вид.
177
Прежде чем обрисовать конфигурацию кривой предложения в условиях монопсонии, важно подчеркнуть, что это будет кривая предложения всей отрасли, а не просто кривая предложения какой-то одной фирмы. Ведь монопсонист имеет перед собой весь рынок, за его «благосклонность» конкурируют между собой разрозненные производители какой-либо отрасли в целом.
В отрасли существуют различные фирмы с неодинаковым уровнем технологических возможностей и, следовательно, различным уровнем издержек. Монопсонист, стремящийся удовлетворить свою потребность в получении полезности (при каждом расширении своих закупок), будет стимулировать вхождение в отрасль тех или иных фирм, но на «своих условиях».
Что это за условия? Уже на данной стадии анализа ясно, что если покупатель один, а продавцов много, конкуренция развернется прежде всего между продавцами (производителями) и цена будет понижаться. Монопсонист имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в условиях совершенной конкуренции.
Как известно, монополист, имея власть над ценой, может установить ее на уровне, превышающем уровень цены равновесия в условиях совершенной конкуренции, и объем производства у монополиста ниже, чем при совершенной конкуренции. А каков объем закупок у монопсониста? Выше или ниже уровня условий совершенной конкуренции? Ответ на этот вопрос неоднозначен.

Все будет зависеть от условий предложения отрасли н соответствующего уровня цены предложения. Но прежде чем изучить эти условия предложения, зададимся вопросом: а зависит ли власть монопсониста от самого характера приобретаемого им продукта? Очевидно, да. Сопротивляться власти монопсониста могут, скорее, производители долговечной, не быстропортящейся продукции: если им не нравятся условия монопсонии, они еще могут какое-то время поискать другого покупателя. А что делать производителям скоропортящейся продукции сельского хозяйства?

По всей видимости, у них больше вероятности попасть в зависимость от условий, диктуемых монопсонистом. Конечно, это не единственный пример.



Содержание раздела