Тема 7. Потребительский выбор


Тема 7. Потребительский выбор

1. Понятие полезности. Кардиналистский и ординалистский подходы к ее измерению.
Полезность – цель потребления, свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие потребителю.
Рациональный потребитель – рыночный субъект, который стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей путем потребления полезных свойств благ при ограничениях в доходе и ценах.
Для измерения и сопоставления полезности применяют два подхода:

  1. Количественный (кардиналистский) подход
  2. Порядковый (ординалистский) подход

Количественный (кардиналистский) подход (У.Джевонс, К.Менгери Л.Вальрас) основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах - ютилах (от английского слова utility -полезность)
Различают два вида полезности:
1. Общая полезность (TU) - это удовлетворение, которое индивид получает от потребления товаров и услуг в данном объеме.
Функция полезности:
TU=f(Qа,Qb,...,Qz),
где Qa,Qb,Qz- объемы потребления благ A,B,...,Z.
2. Предельная полезность (MU) - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на единицу.
MU=TU/Q
Кардиналистский подход опирается на законы Госсена.
Первый закон Госсена - Закон убывающей предельной полезности:
1) в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает;
2) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.
Второй закон Госсена - Формулировка условия оптимума потребителя. Потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что:
1) для всех реально покупаемых им товаров А,В,С... имеет место


где,
предельные полезности товаров А,В,С..., - коэффициент, который характеризует предельную полезность денег;
2) для всех непокупаемых им товаров Z,Y... имеет место:

Следствие из второго закона Госсена: увеличение цены какого-либо блага (при неизменных ценах на все прочие блага и том же доходе) ведет к падению соотношения предельной полезности от его потребления и цены. Снижение предельной полезности означает меньшую готовность индивида платить за данное количество, то есть более низкий спрос.
Недостатки количественного подхода: не существует единиц для объективного измерения полезности различных товаров; предельная полезность денег не постоянна, она изменяется с изменением дохода, а значит деньги не могут служить мерой полезности.

Порядковый (ординалистский) подход (Ф.Эджуорт, В.Парето, И.Фишер) не требует измерения полезности в абсолютных единицах и постоянства предельной полезности денег, от потребителя требуется только ранжировать наборы благ по степени предпочтения.
Аксиомы:
1. Полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель может сказать, что АВ (набор А предпочтительнее набора В), либо ВА; либо А~В (набор А и набор В равноценны).
2. Транзитивности: если А~В~С, то А~С.
3. Ненасыщения: если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то АВ.
4. Независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.
В дальнейшем изложим этот подход при определении равновесия потребителя.

2. Равновесие потребителя.
2.1. Бюджетное ограничение
Пусть потребитель выбирает из двух товаров (1 и 2). Потребительский набор Х(Х1,Х2) говорит о количестве товара 1 и товара 2, которые потребитель хочет приобрести. Это количество зависит не только от желания потребителя, но и от ситуации на рынке – сложившихся ценах.

Пусть P1 – цена 1 товара и P2 – цена 2 товара = P1*X1 + P2*X2 – сумма денег на покупку.
P1*X1 + P2*X2 = m
m – сумма денег, которой располагает потребитель.
Доступные количества товара X1 и X2 – те, которые не нарушают неравенство. Множество таких наборов составляют бюджетное множество. Предпосылку о двух товарах легко анулировать, приняв за второй товар композитный товар (товар, представляющий все другие товары, цена такого товара=1, т.к. сводится к количеству денежных единиц, которые потребитель потратит на другие товары).

Бюджетное множество – множество доступных товаров.
Бюджетная линия – множество наборов, на которые полностью расходуется доход потребителя.
Уравнение бюджетной линии: P1*X1 + P2*X2=m или X2=m/P2–P1*X1/P2
Таким образом мы видим уравнение прямой с пересечением оси X2 в точке m/P2 и отрицательным наклоном, равным P1/P2. Наклон означает пропорцию, в которой рынок готов заместить товар 2 на товар 1 (или альтернативные издержки потребления товара 1).
Бюджетная линия изменяется:

  1. При изменении дохода потребителя. При его увеличении происходит сдвиг бюджетной линии вправо и наоборот.
  2. При изменении цен, которое изменяет наклон линии.
  3. При изменении цен товаров в одной пропорции бюджетная линия сдвигается параллельно, т.о. этот сдвиг будет эквивалентен изменению дохода.
  4. При росте доход и всех цен в одинаковой пропорции происходит абсолютно сбалансированная инфляция, не изменяется бюджетное множество и не изменяется оптимальный выбор.


2.2. Предпочтения потребителей

При анализе предпочтений используются 4 аксиомы ординалистского подхода. Графически уровни порядковых полезностей демонстрируются с помощью кривых безразличия.
Отложим по осям количества в наборах товаров 1 и 2. Рассмотрим потребительский набор Х(Х1*,Х2*) и заштрихуем область, которая соответствует предпочитаемым Х наборам. Граница данной области – кривая безразличия. Или все наборы товаров 1 и 2, доставляющие потребителю одинаковый уровень полезности составляют кривую безразличия.
Свойства кривых безразличия:

  1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные работы товаров (стандартные кривые безразличия).
  2. Кривые безразличия не могут пересекаться, так как разные кривые безразличия представляют из себя отличные уровни предпочтений.
  3. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, т.е. приобретение дополнительного количества одного товара предполагает отказ от определенного количества другого товара.
  4. Кривая безразличия – выпуклая линия к началу координат (стандартные кривые безразличия).

Множество всех кривых безразличия на плоскости называется картой кривых безразличия.
U1U2U3 , но конкретные значения U неизвестны, мы можем их лишь проранжировать.

Точки кривой безразличия характеризуются предельной нормой замещения (MRS).
MRS (Margenal Rent of Substitute) – пропорция, в которой потребитель готов заместить один товар другим при сохранении общего уровня полезности (т.е. оставаясь на той же кривой безразличия). Или графически наклон кривой безразличия в конкретной точке (предельно малое изменение количества товара Х1 и изменения количества товара Х2, замещающее это изменение для сохранения безразличности наборов). На рисунке – тангенс угла наклона () касательной в точке А.
tg=Х2/Х1
MRS всегда меньше 0, т.к. кривая безразличия имеет отрицательный наклон.





2.3. Выбор
Суть выбора: Потребители выбирают наиболее предпочитаемый набор из своих бюджетных множеств. Если предпочтения стандартны, то большее всегда предпочитается меньшему, и потребитель выбирает набор, который дает ему максимальную полезность (лежит на более высокой кривой безразличия) при данных бюджетных ограничениях. Такая кривая безразличия должна лишь касаться бюджетного множества в одной точке.
Условие оптимума потребителя: В точке оптимального выбора наклон кривой безразличия в точке (MRS) совпадает с соотношением цен, отражаемым наклоном бюджетной линии.






Содержание  Назад  Вперед