Тема 5. Эластичность


Тема 5. Эластичность.

1. Понятие эластичности
Понятие эластичность вводится для изучения степени влияния одной величины (фактор) на другую (переменная).


Эластичность экономической переменной по определенному фактору – процентное изменение переменной, вызванное однопроцентным изменением фактора при неизменности всех прочих факторов.
Виды эластичности:

  1. по экономической величине

o спроса
o предложения

  1. по факторам

o по цене
o по доходу
o перекрестная

2. Эластичность спроса
2.1. Эластичность спроса по цене (переменная – объем спроса, фактор – цена) – процентное изменение величины спроса на товар, вызванное однопроцентным изменением его цены при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объем спроса. Измеряет меру чувствительности спроса к изменению цены.




Интервалы ценовой эластичности:

  1. Ed (0;1) – неэластичный спрос. Изменения цены вызывают меньшее в процентном отношении изменение спроса










  1. Ed (1;) – эластичный спрос. Изменения цены вызывают большее в процентном отношении изменение спроса










  1. Ed=1 – единично эластичный спрос. Изменения цены вызывают точно такое же процентное изменение спроса










  1. Крайний случай: Ed=0 – абсолютно неэластичный спрос. Изменения цены никак не влияют на изменения спроса.










  1. Крайний случай: Ed= - абсолютно эластичный спрос. При изменении цены 0 спрос . Или при повышении цены на 1 копейку все покупатели тотчас же отказываются от покупки товара, при снижении цены на 1 копейку на рынке наблюдается бесконечно большое число потенциальных покупателей.











Факторы ценовой эластичности:

  1. Количество заменителей для товара
  2. Удельный вес данного товара в доходе потребителя
  3. Относится ли товар к предметам роскоши или предметам первой необходимости
  4. Период времени, за который произошло изменение. Чем больше период, тем больше времени у потребителя на адаптацию к изменениям, тем выше эластичность спроса по цене.

Практическое значение измерения ценовой эластичности спроса:
Если спрос на товар эластичен, то при повышении цены фирма получит выручку меньше. Если сWрос на товар неэластичен, то при повышении цены фирма получит выручку больше.
2.2. Эластичность спроса по доходу (переменная – объем спроса, фактор – доход) – процентное изменение величины спроса на товар, вызванное однопроцентным изменением дохода потребителя при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объем спроса. Измеряет меру чувствительности спроса к изменению дохода (I - income).



Интервалы эластичности спроса по доходу:

  1. EI0 – товар является товаром высшей категории (нормальным товаром) – доход растет и потребитель покупает этого товара больше
  2. EI0 - товар является товаром низшей категории (низший товар) – доход растет и потребитель отказывается покупать этот товар, переходит на более качественные аналоги

Практическое значение эластичности спроса по доходу:
Состояние и динамика этого показателя характеризует перспективы отрасли, которая производит рассматриваемый товар – если EI0 и доходы растут, то отрасль будет расширяться.
2.3. Перекрестная эластичность спроса (эластичность спроса на товар А по цене товара Б - переменная – объем спроса на товар А, фактор – цена товара Б) - процентное изменение величины спроса на товар А, вызванное однопроцентным изменением цены товара Б при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объем спроса товара А.



Qd2А и Qd1А – объемы спроса на товар А начальные и конечные
P2Б и P1Б – цены товара Б начальные и конечные
Интервалы эластичности спроса по доходу:

  1. EА/Б 0 – товары являются взаимозаменяемыми – цена Б растет и потребитель переходит на товар А.
  2. EА/Б 0 - товары являются взаимодополняемыми - цена Б растет и потребитель отказывается от товара Б, а вместе с ним перестает потреблять и А, спрос на А падает.
  3. EА/Б =0 – независимые товары

Практическое значение перекрестной эластичности спроса:
Предсказывает изменение спроса на данный товар в зависимости от того, что происходит на рынках взаимозаменемых и взаимодополняющих товаров.

3. Эластичность предложения.
Обычно рассматривают только ценовую эластичность предложения - (переменная – объем предложения, фактор – цена) – процентное изменение величины предложения на товар, вызванное однопроцентным изменением его цены при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объем предложения.




Интервалы ценовой эластичности те же, что и у ценовой эластичности спроса.
В краткосрочном периоде предложение не может быть резко увеличено, повышается только цена, поэтому =0.
В среднесрочном периоде производители могут отреагировать и повышением цены, и увеличением производства. 0Es
В долгосрочном периоде производитель может подстроиться под любой спрос и произвести любое количество товара. Es=.



Содержание  Назад  Вперед