График спроса с позиций теории катастроф


Схема 46.
График спроса с позиций теории катастроф










Ранней весной цены на помидоры на рынке весьма высоки и предложение незначительно, т. к. продаются или хорошо сохраненные помидоры прошлого урожая, или парниковые. Затем, с вызреванием помидоров, их предложение на рынке увеличивается, а цена адекватно падает. Наступает момент, когда падение цены ускоряется и происходит быстрее, чем возрастание предложения. Продавцы помидоров перестают получать необходимую объективную информацию о предложении. Происходит катастрофа в ценообразовании, что на графике отражается иным по характеру участником и совершенно новой кривой.

Это обозначает, что на рынке складываются условия для равновесия, но при ином уровне цен. Таким образом, равновесные цены на рынке не носят однозначный характер. Переставшая соответствовать меняющимся рыночным условиям одна система стоимостей резко, с потрясениями заменяется другой.

9. 3. Совокупный спрос и совокупное предложение В современной экономической теории макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи агрегирования, или формирования совокупных показателей. Важнейшими агрегатами являются реальный объем национального производства, объединяющий равновесные количества товаров и услуг и уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг. Реальный объем производства обычно характеризуют при помощи показателей ВНП или НД. Однако для оценки состояния и перспектив развития экономики часто используются не абсолютные показатели ВНП, а относительные темпы прироста. Уровень цен также характеризуется дефлятором ВНП или годовым темпом прироста цен.

Таким образом полученная система координат дает представление как о количестве материальных благ в обществе, так и о средней цене (уровне цен) этих благ.
Совокупный спрос (AD) представляет собой модель, показывающую различные объемы товаров и услуг, т. е. реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.
Совокупный спрос представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке и может определяться как ВНП, рассчитанный по потоку расходов. Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос, приводит в действие так называемый мультипликационный процесс, выражающийся в превышении прироста национального дохода над увеличением спроса. Коэффициент, показывающий насколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса, называется мультипликатором K (лат. multiplico умножаю).


Изменение составных элементов структуры ВНП сопоставимо с изменением неценовых факторов совокупного спроса. Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной (схема 47).
Схема 47.
График совокупного спроса





Это объясняется действием ценовых факторов совокупного спроса при неизменной денежной массе, показанных в таблице 22.
Таблица 22.
Ценовые факторы совокупного спроса

Ценовые факторы
Характеристика
Эффект процентной ставки
Рост уровня цен заставляет потребителей и производителей брать деньги в долг. Это приводит к повышению процентной ставки, поэтому потребители откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается.
Эффект кассовых остатков (эффект богатства)
При повышении цен стоимость финансовых активов (кассовых остатков) падает и население, владеющее ими беднеет. В результате совокупный спрос сокращается.
Эффект импортных товаров
При росте цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные растет.

Неценовые факторы смещают кривую AD либо вправо и вверх, когда совокупный спрос увеличивается, либо влево и вниз, когда он уменьшается. Изменение ценовых факторов графически изображается движением по кривой совокупного спроса.
Совокупное предложение (AS) есть модель, показывающая уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен.
Совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП, рассчитанного по потоку доходов. Среди факторов, влияющих на AS, выделяют те, которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара: технология производства, издержки и т. д. , а также количество и качество применяемых факторов производства. В этой связи кривая совокупного предложения имеет восходящий вид. Ценовые факторы, связанные с предложением на отдельных рынках, показывают движение по кривой совокупного предложения. Неценовые факторы, изменяющие издержки (цены на ресурсы, рост производительности, государственное регулирование), смещают кривую вправо и вниз при уменьшении издержек, и влево и вверх при их увеличении.



Однако очертание кривой совокупного спроса являлось предметом острых дискуссий в экономической науке. В настоящее время принято считать, что кривая совокупного предложения условно состоит из трех частей (отрезков). Такая кривая совокупного спроса показана на схеме 48.


Схема 48.
График кривой совокупного спроса









Характеристика выделенных участков кривой совокупного предложения отражена в таблице 23.
Таблица 23.
Особенности очертания кривой совокупного предложения

Отрезки кривой AS
Характеристика
Кейнсианский
Кейнсианство доказывает, что кривая AS горизонтальна. Это соответствует экономике в период спада и недоиспользования факторов производства. В такой ситуации повышение реального объема производства желательно, т. к. оно не сопровождается повышением уровня цен.
Восходящий
Предполагается, что промежуточный отрезок кривой AS описывает экономику, когда в результате неравномерного развития отдельных отраслей происходит увеличение реального объема национального производства на фоне повышения общего уровня цен.
Классический
Классическая школа утверждает, что кривая AS является вертикальной, т. к. экономика работает на полную мощность и при полной занятости населения. В этих условиях за короткий период времени увеличение реального объема производства невозможно.

При конкретизации формы кривой совокупного предложения, новое значение получает проблема общего экономического равновесия. Условия, при которых это равновесие наступает, будут различны, поскольку последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения произойдет пересечение с новой кривой совокупного спроса.
Иная картина складывается при уменьшении совокупного спроса. Модель взаимодействия AD и AS (схема 49) показывает, что на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным. На классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости. На промежуточном отрезке предполагается, что реальный объем национального производства и уровень цен уменьшатся. В действительности обратное движение от AD4 до AD3 может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере за короткий период времени.

Сложность состоит в том, что цены как на товары, так и на ресурсы становятся «нерешительными», или негибкими, и не проявляют тенденции к снижению. Это объясняется прежде всего тем, что в структуре цен в среднем до 75% занимает заработная плата, которая не может быть снижена из-за коллективных договоров профсоюзов с предпринимателями, существованием законодательно закрепленного минимального уровня заработной платы и т. д. Поэтому экономические показатели, раз возросшие, не обязательно снижаются до начального уровня. Некоторые экономисты усматривают в такой тенденции эффект храповика, сравнивая низкую эластичность цен при уменьшении совокупного спроса с механизмом, который позволяет крутить колесо вперед, а не назад. Это означает, что уменьшение совокупного спроса от AD4 до AD3 будет наблюдаться при сохранении высокого уровня цен p2 и снижении объема национального производства до уровня Q2.

В результате кейнсианский отрезок кривой AS сдвинется от уровня цен р1 до уровня р2.
Схема 49.
Модель взаимодействия AD и AS









Проблема, связанная с формой кривой совокупного предложения имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Например, ряд российских экономистов (Е. Гайдар, Б. Федоров) утверждали, что выходом из кризиса для отечественной экономики должно было стать замораживание спроса. Такой подход основывался на классической концепции, связывающей спрос не с изменением объемов производства, а с уровнем цен.

Сторонники кейнсианского подхода, напротив, выступали за стимулирование спроса и поощрение объемов производства. Однако обе эти концепции не учитывали всех особенностей российской экономики, которые были проанализированы академиком Л. Абалкиным и получили название «парадокса макроанализа». Его суть в том, что вместо привычной картины, когда под воздействием роста цен спрос сокращается, а предложение растет, складывается совсем иная: кривые совокупного спроса и совокупного предложения ведут себя однозначно, двигаются в одном направлении.

На графике это выглядит таким образом, что кривые AD и AS не пересекаются (схема 50).



Содержание раздела