Тема 12. Теоретические основы региональной экономики


Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики. Экономическая политика система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (схема 57).
Схема 57.
Субъекты исполнения экономической политики



государство

Институты государства
федеральные
региональные
местные

Сфера противоречия интересов




Негосударственные субъекты

Имеющие прямое влияние
профсоюзы
союзы предпринимателей
кооперативы


Имеющие косвенное влияние
партии
СМИ
Влиятельные личности
Экспертные советы
Общественное мнение





Надгосударственные субъекты

Интеграционные институты (Европейское сообщество и т. д.)


Межгосударственные советы (встречи «стран семерки» и т. д.)

Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

  • Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.
  • Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.
  • Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение.

В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность «пирамиду целей» (схема 58).
Схема 58.
Пирамида целей

Общественное благосостояние
Общественно-политические цели
Свобода
Правовой порядок
Безопасность
Цели экономической политики
Стабильность
Экономический рост
Стабильность национально экономий экономики
Внешнеэкономическая стабильность
Структура цели
Отраслевая структура
Региональная структура
Инфраструктура
Рыночная структура
Структура внешней торговли
Структура распределения
Полная занятость
Стабильность
Стабильность платежного баланса
Цели экономической политики, выходящие за пределы данной классификации
  1. Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.
  2. Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.

Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде схемы 59.
Схема 59.



Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др.

К важнейшим экономическим инструментам относят финансовый и кредитно-денежный механизмы. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической конценпции макроэкономического регулирования. До 1970-ых годов. главенствующую роль играло неокейнсианское направление, для которого финансовые меры были особенно важны.



В последующий период в связи с распространением монетаризма более важную роль стали играть кредитно-денежные методы. В условиях российской экономики старт реформе 1992 года был дан за счет активного использования кредитно-денежного механизма. В настоящее время в стране существует необходимость в активном использовании обоих инструментов посредством осуществления бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.
11. 2. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика. Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства.

Ее структура показана на схеме 60.
Схема 60.


Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы.

Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.
Бюджетно-налоговая политика совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы. Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 61.

Схема 61.
Виды фискальной политики

Экспансионистская
(стимулирующая)
оказывает стимулирующее воздействие на совокупный спрос в период экономического спада



Контрактивная
(сдерживающая)
оказывает сдерживающее воздействие на совокупный спрос в период экономического подъема




Дискреционная
основана на сознательном манипулировании государством налогами и расходами

Автоматическая
основана на действии встроенных стабилизаторов, приспосабливающих экономику к фазам цикла

Смешанная
допускает использование рычагов дискреционной и автоматической фискальной политики



Основным рычагом фискальной политики является изменение налогов в соответствии с целями правительства. Налоги это обязательные срочные платежи государству физических и юридических лиц. Основные виды налогов можно сгруппировать по пяти признакам в схему 62.

Схема 62.
Основные виды налогов

Объекты налогообложения
Способы взимания налогов
Способы определения размера налога
Уровни налогообложения
Порядок использования
прямые
Косвенные
Акцизы

Налоги на доходы
Налоги на имущество
Налоги на расходы
Подоходный
Поимущественный
Индивидуальные
Универсальные
Таможенные пошлины
Пропорциональные
Прогрессивные
Регрессивные
Общенациональные
Региональные
Местные
Общие
Целевые

Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.
Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.
Средняя налоговая ставка это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.
По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).
Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера.

Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (схема 63).



Содержание раздела