Причины несостоятельности механизмов регулирования?


Что касается расширения планомерности в сфере непосредственного производства внутри компаний, то в современных условиях эта тенденция не ограничивается гигантскими корпорациями, а пробивает себе дорогу в их взаимоотношениях со многими мелкими и средними предпринимателями — поставщиками отдельных деталей. Так, в контрактные отношения с американской автомобильной корпорацией «Дженерал моторе» включено около 40 тыс. таких предприятий.
Вслед за развитием общественного характера производства, хотя и медленнее, в пределах частнокапиталистической формы собственности эволюционирует коллективный характер присвоения. Сначала коллективное присвоение осуществляется лишь в интересах предпринимателей, объединенных в акционерное общество, то есть в интересах узкой группы лиц, затем границы планомерности, сознательного регулирования и контроля значительно расширяются.
В начале XX в. производительные силы перерастают границы отдельных монополистических объединений. Это обусловливает интенсивное огосударствление экономики, усиление роли государства в развитии производительных сил.
С конца 30-х гг. XX в. доминирующей формой общественного разделения труда становятся подетальная и пооперационная формы единичного разделения, а их материальной основой — комплексная механизация и автоматизация производства. С середины 50-х гг. формируется новый технологический способ производства, основанный на автоматизированном труде.
Если в условиях общего и особенного разделения труда увеличение количества отраслей промышленности сопровождалось полной юридической, технологической и экономической обособленностью специализированных предприятий, то в условиях господства единичной формы разделения труда каждое из них становится технологически взаимосвязанным с другим. Все производственные единицы, даже те, которые находятся в разных странах, должны работать по единому технологическому плану, придерживаться единого ритма производства, количественно-качественных характеристик продукции. В условиях особенного разделения труда взаимосвязь обособленных друг от друга сфер производства при их слиянии в совокупный общественный производственный организм и при наличии социально-экономической обособленности производителей сопровождалась куплей-продажей товаров и носила опосредованный характер, а при единичном разделении труда результаты отдельных видов обособленного труда внутри гигантских компаний перестают быть товаром.

Товаром они становятся только после завершения производственного цикла, после покупки их другими компаниями.



177

Эти процессы усилили тенденцию к планомерности развития внерыночных форм связи, расширили масштабы сознательного регулирования экономики. В современных условиях планомерная форма связи осуществляется в пределах различных форм собственности во всех сферах общественного воспроизводства. На основе согласования планов своей деятельности развиваются долгосрочные кооперационные связи между производителями и потребителями, происходит формирование торгово-промышленных комплексов, интеграция крупных промышленных корпораций с торговыми компаниями.

Кроме того, возрастает роль таких форм сотрудничества гигантских корпораций, как организация совместных предприятий, фирм, обмен патентами, научно-технической информацией. Высшей формой развития корпоративной планомерности является создание широкой сети многоотраслевых транснациональных корпораций (ТИК). В середине 90-х гг. на 600 наиболее крупных промышленных ТНК приходилось от 1/5 до 1/4 условно чистой продукции капиталистического мира, а на ТНК в целом — от 1/4 до 1/3 ВНП, 2/3 экспорта и свыше 90 % прямых зарубежных инвестиций.

В пределах многоотраслевых ТНК создается своеобразный «управленческий холдинг», который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции и т. п. своим отделениям, филиалам, но общее распределение долгосрочных фондов развития остается у управляющего ядра. В таких концернах продолжается подрыв товарного производства, усиление непосредственных форм связи, расширение границ общего контроля. По имеющимся данным, на внутрифирменные международные поставки приходится почти 70 % всей мировой торговли, почти 90 % продажи патентов и лицензий.


Наряду с усилением планомерности развития негосударственного сектора нарастают процессы огосударствления производительных сил, финансово-кредитной сферы, значительной части национального дохода, расширяется государственное регулирование, программирование и прогнозирование капиталистической экономики. Государство сознательно устанавливает и регулирует такие глобальные макроэкономические пропорции общественного воспроизводства, как соотношение между спросом и предложением, производством и потреблением, между товарной и денежной массами и т. д.
Важной функцией государства в связи с этим является разработка долгосрочных (на 5 и более лет) программ экономического и социального развития, которые насыщают экономическую систему всесторонней информацией, а значит, усиливают обратные связи и способствуют стабильности всей системы. При этом создается орган управления, формулирующий (с различной степенью адекватности) присущую системе объективную цель, ставящий общие задачи, планирующий выделение ресурсов, устанавливающий нормативы, сроки и т. д. Объектом государственного регулирования становится система производительных сил, в частности, развитие средств производства (в первую очередь в отраслях, которые определяют НТП) благодаря реализации политики ускоренной амортизации, государственного стимулирования инновационных процессов; рабочей силы; науки, особенно фундаментальных научных исследований. Объектом ре-



178

гулирования выступают и производственные отношения, или отношения собственности, общественный способ производства в целом.
Некоторое ослабление централизованного вмешательства государства в экономику, наблюдающееся в последние годы, связано, главным образом, с преобладанием административно-хозяйственных методов регулирования и усилением его селективного характера — направленностью, прежде всего, в сферу НИОКР и отраслей, определяющих НТР. Осуществляется такое вмешательство с помощью программно-целевого управления, контрактного и бюджетного финансирования, усиления экономических методов стимулирования предпринимательской деятельности.
Таким образом, планомерность из тенденции перерастает в важнейшую закономерность экономического развития.
Несостоятельность рыночного регулирования в современных условиях и основные функции государства. Рыночное регулирование, или саморегулирование экономики, осуществляется через механизм свободной конкуренции и свободного ценообразования, полной свободы экономической деятельности хозяйственных субъектов. Суть его заключается в том, что вследствие внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции происходит стихийное переливание капитала, структурные сдвиги в экономике, устанавливаются пропорции между сферами и отраслями народного хозяйства и т. п.
Такой механизм без особенных сбоев функционировал в течение почти трех столетий. Впервые он проявил свою несостоятельность во время экономического кризиса 1825 г. Кризис показал, что сбалансированность национального рынка и прежде всего равновесие между спросом и предложением достигаются вследствие разрушения, уничтожения части национального богатства, стагнации производительных сил. При этом соответствующая сбалансированность народного хозяйства периодически (через каждых 10—11 лет) восстанавливалась в течение почти 50 лет.

Окончательный  крах система рыночного саморегулирования потерпела во время кризиса 1929-1933 гг.
Каковы же причины несостоятельности механизмов рыночного регулирования? К наиболее важным и наиболее общим относятся: — появление новых элементов в системе производительных сил, в частности, науки и необходимость государственного регулирования фундаментальных научных исследований. В настоящее время в системе производительных сил появился еще один структурный элемент — информация, который также требует усиления регулирующей роли государства; — повышение качества рабочей силы (уровня образования, квалификации, потребностей и т., п.).

В современных условиях уровень развития техники, технологии, организации производства, рост безработицы и расширение рынков рабочей силы, другие факторы вынуждают государство тратить огромные средства на развитие в общенациональном масштабе образования, здравоохранения, переквалификацию рабочей силы и т.д. Государство берет на себя также функции обеспечения населения услугами почты, транспортными коммуникациями и системами связи, организации национальной обороны и т. д.



179

— угроза экологического кризиса. Рынок не может учитывать экологический фактор, поскольку его невозможно выразить в рыночной цене, а значит, он лишен таких внутренних рычагов, которые бы стимулировали предпринимателей беречь природу и не наносить своей деятельностью ущерб окружающей среде; — неспособность равномерно развивать регионы той или иной страны, их производительные силы, обеспечивать занятость их населения и т. д.; — неспособность обеспечить справедливое распределение и социальную защиту населения. Чрезмерные масштабы социальной несправедливости усугубляют противоречия экономической системы, снижают ее эффективность и неминуемо обостряют социальные противоречия, вызывают социальные революции; — ограниченность механизма рыночного регулирования экономики вследствие углубления процесса обобществления производства и труда, включающего отношения специализации, кооперирования, комбинирования производства, его концентрации и т. д. Результатом развертывания данного процесса является рост количества отраслей, усиление межотраслевых связей, для координации которых в масштабах всего хозяйства необходим единый центр управления; — несоответствие рыночного механизма требованиям времени, обусловленное значительным усложнением отношений собственности. Чтобы обеспечить конкурентоспособность сложной экономической системы, государство должно выработать единые для всех участников правила игры: сформировать единую нормативную базу, выработать научно обоснованную политику налогообложения и т. п.; — несовместимость сущности рынка с необходимостью выработки и проведения единой экономической политики развития всей социально-экономической системы, сбора, обработки и использования для этого разветвленной системы информации, осуществления экономического программирования и прогнозирования;              



Содержание раздела