Экономические функции расширяются и углубляются.


— неспособность обеспечить народное хозяйство1 требуемым количеством денег и проводить через центральный банк единую денежно-кредитную политику; — стихийное действие экономических регуляторов (колебания спроса и предложения, перелива капитала, экономических кризисов и др.), что требует продолжительного времени для устранения диспропорций; — несостоятельность в преодолении монополизма, монополистических тенденций в экономике, инфляции, кризисов перепроизводства, безработицы и других негативных явлений, рынком же порожденных. Таким образом, он не может самостоятельно обеспечить стабильный экономический рост.
Отмеченные выше причины (наряду с менее важными и менее существенными) обусловливают кризис рыночной системы в пределах отдельных государств и в масштабах мировой системы хозяйства, где существует острая необходимость в регулировании мировых хозяйственных связей (торговли, валютных отношений).
Ограниченность рыночного механизма не означает, однако, что рыночные регуляторы в современных экономических системах излишни. Они должны использоваться в органичном единстве с государственным и надгосу-



180

дарственным регулированием, но приоритет в обеспечении сбалансированности национального и мирового рынков, в установлении (или обновлении) экономических пропорций, решении многих других проблем развития современной экономической системы принадлежит государству. В будущем значение государственного регулирования еще более возрастет. Связано это, прежде всего, с возникновением и обострением таких глобальных проблем современности, как угроза самоуничтожения человечества вследствие ядерной войны, мировой экологический кризис и др.

Необходимость их разрешения требует значительного расширения и усиления экономических функций государства.
Рассмотрим вначале функции государства на низшей стадии развития капитализма.
В условиях становления и восходящего развития капиталистического способа производства функции государства, в том числе экономические, значительно расширяются. Прежде всего, государство выполняет функцию первичного накопления капитала. В этот период оно становится собственником арсеналов и верфей, предприятий по добыче меди, железной руды, изготовлению пороха, развивает мануфактурное производство, регламентирует его деятельность. Чтобы иметь источник пополнения богатства, государство создает водочные, соляные, табачные монополии. С XVII в. возникают государственные и смешанные компании для управления и торговли с колониями, устанавливается государственная собственность на землю и недра.

Важнейшими экономическими функциями государства в этот период становятся развитие конкуренции, ограничение иностранного влияния на местную промышленность, содержание почты, портов, транспортных средств, организация географических исследований. С помощью соответствующего законодательства государство также регулирует продолжительность рабочего дня, частично — размер заработной платы.
По мере перерастания производительными силами узких границ монополистической собственности разворачивается процесс все большего огосударствления системы производительных сил и производственных отношений, а также хозяйственного механизма, то есть процесс огосударствления экономики. Поэтому государство из чисто надстроечного элемента превращается и в неотъемлемый элемент базиса. Его экономические функции значительно расширяются и углубляются.

Качественно новой экономической функцией государства в этот период становится функция воспроизводства совокупного капитала. Она заключается в том, что государство берет на себя решение такой глобальной экономической задачи, как целостное развитие всей экономической системы, обеспечение ее нормального воспроизводства на расширенной основе. О выполнении государством глобальной экономической функции свидетельствует его растущая роль в качестве предпринимателя, инвестора, продавца, покупателя, кредитора, должника, организатора, центральной регулирующей силы и т. д. К основным экономическим функциям государства относятся также создание условий для прогресса каждого элемента системы производительных сил, ослабление, а по возможности, и предотвращение экономических





181

кризисов, осуществление распределения и перераспределения национального богатства в пользу наиболее бедных слоев населения и др.
Иначе говоря, в современных условиях без широкомасштабного вмешательства государства в экономику, во все сферы общественного воспроизводства экономическая система не смогла бы существовать. Эту истину, а также ограниченность чисто рыночной системы хозяйствования впервые среди западных ученых осознал Дж. Кейнс.
Если рассматривать воздействие государства на развитие системы производительных сил, то следует подчеркнуть экономическую неизбежность огосударствления процесса воспроизводства каждого элемента этой системы: рабочей силы, средств производства, предметов труда, науки, используемых людьми сил природы, форм и методов организации труда, а в современных условиях — и информации.
Огосударствление процесса воспроизводства рабочей силы происходит в разнообразных формах. К ним, в частности, относится рост численности работников государственного сектора; организация общественных работ и создание соответствующих государственных учреждений; увеличение расходов государства на помощь безработным, на пенсии по возрасту, ответственность правительства за решение этой проблемы; установление минимальной заработной платы, введение шкалы заработной платы в зависимости от квалификации работников регулирования продолжительности рабочего дня, расходов на оплату сверхурочных работ, условий труда, принятие закона о праве работников на организацию и др.
Формами огосударствления рабочей силы являются развитие государством образования, здравоохранения, подготовка и переквалификация работников, меры по охране окружающей среды. Без выполнения им этих функций процесс воспроизводства современной рабочей силы нормального качества был бы невозможен, поскольку за счет заработной платы работников и служащих он осуществляется лишь частично. Таким образом, государство обеспечивает качественно новые формы развития главной производительной силы, благодаря чему осуществляется эволюция экономической системы.
Огосударствление процесса воспроизводства средств производства происходит путем строительства государственных предприятий; создания совместных с частным капиталом корпораций; финансирования передовых наукоемких отраслей, которые обеспечивают развертывание НТР; установления ускоренных форм амортизации; реализации благоприятной налоговой, финансово-кредитной политики и т. д.
Огосударствление процесса воспроизводства науки осуществляется в форме финансирования государством научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, подготовки научных кадров, строительства и содержания научных лабораторий, научно-исследовательских центров, формирования государственной интеллектуальной собственности (в виде патентов, лицензий и т. д.).
Специфические формы присущи огосударствлению процессов воспроизводства других элементов системы производительных сил и производственных отношений, в частности, отношений экономической собственности. Его обобщающим результатом является формирование и развитие госу-



182

',. дарственной собственности, качественно новой, более прогрессивной общественной формы развития производительных сил, которая дает широкий простор развитию производительных сил, умножая экономическое могущество государства. По оценке Дж. Гэлбрейта, доля государства в экономике США в начале XX в. составляла 8 %, а в 60-х гг. — около 30 %. Если учитывать не только долю государственной собственности, но и влияние государства на развитие экономической системы, то можно сделать вывод о доминирующей роли современного государства в экономике развитых стран Запада.
Одним из обобщающих показателей превращения государства в доминирующий фактор экономического развития является рост доли государственной собственности в создаваемом в обществе национальном доходе.
Динамизм развития государственной собственности после перерастания производительными силами границ корпоративной собственности обусловлен прежде всего развертыванием НТР. Развитие государственной формы собственности, а вместе с ней — и экономических функций государства, происходит в соответствии с законами диалектики, прежде всего, законом отрицания отрицания. Это означает, что, несмотря на превращение государственной собственности в доминирующую общественную форму развития производительных сил, она не абсолютно, а диалектически отрицает предыдущие, менее развитые формы собственности, с сохранением их положительных сторон.
Такой характер отрицания становится возможным только в условиях развитой экономической системы капиталистического способа производства и обусловлен тем, что в пределах данной системы осуществлялось постепенное, преимущественно эволюционное, одновременное развитие многих форм собственности, которые в конкурентной борьбе отстаивали свое право на существование. Эта система не знала тотальных волюнтаристских экспериментов над существующими формами собственности. Исключение составляла эпоха первоначального накопления капитала (в частности, при массовом изгнании мелких крестьян с их земли).

Реальный плюрализм форм собственности находил свое отражение в плюрализме различных направлений и школ экономической теории. При этом практические рекомендации одной школы подвергались тщательной экспертизе ученых, которые представляли другое направление или школу. Поэтому экономическая политика правительств развитых стран опиралась, как правило, на действие объективных экономических законов, хотя, нередко, и не полностью осмысленных. В этих странах вследствие продолжительной эволюции политической системы, устоявшихся демократических традиций не было и не могло быть культа личности.

Но определенное влияние на усиление или ослабление тенденции к огосударствлению экономики, на развитие государственной собственности оказывала в некоторых из них смена правящих партий. Например, в Великобритании консервативная партия традиционно проводила политику ограничения государственной собственности, лейбористская — ее расширения. Но при довольно регулярной смене правящих партий и в том, и в другом случае происходило развитие государственной собственности.



Содержание раздела