Субьект и обьект активны и пассивны.


28 -
Поскольку атрибутом субъекта является активность, а не ее мера или происхождение, то наличие у вещи социальной активности требует признания ее субьектности. Факт активности вещей обнаруживается в повседневной практике, зафиксирован в философской традиции созерцательного материализма для которого пассивные люди были объектом активности природы, вещей. Признание социальной активности вещей существенно и для исторического материализма: "Вообще ни на какую вещь нельзя оказывать физическое, механическое химическое и т. п. действия о целью "вызвать какой-нибудь желаемый результат" без того чтобы вещь не реагировала сама. Следовательно, она не может подвергаться обработке не работая, не трудясь сама17.

Мысль о труде вещей не укладывается в обыденное сознание, но не противоречит теоретической схеме. В системе социальной деятельности вещь приобретает вторичную, производную активность и становится субъектом.
Относительность субьекта и объекта не снимает определенности этого противопоставления. В чем же она состоит? Каждая из сторон является источником активности и каждая испытывает воздействие другой. Каждая из них определена и как субьект и как объект.

Ключ к антиномии следует на наш взгляд искать в распределении активности в социальной системе, в соотношении активности сторон.
И субьект и обьект активны и пассивны. Рефлексия противоположностей приводит к тому, что субьект выступает той стороной системы, которая по преимуществу активна, а обьект

29
по преимуществу пассивен. По преимуществу активный субъект обладает и объектной характеристикой, пассивностью; по преимуществу пассивный объект обладает и субъектной характеристикой, активностью. Субъект активен в системно более важном аспекте, тогда как активность объекта системно менее важна.

Субъект воплощает специфическую активность системы, тогда как в объекте она менее выражена.
В структурно-функциональном плане разная мера активности сторон обусловлена отношением системы как специфической формы движения к генетически предшествующей форме движения. В генетическом отношении система социальной деятельности, как вновь возникшая форма движения, выступает воплощением изменчивости, в то время как предшествующие формы по преимуществу устойчивы, пассивны, В механизме воспроизводства ставшей системы объектом выступает та ее сторона, которая ухо дат во внешнее основание. Субъект воплощает специфическую активность высшей формы движения и опирается на объект как на внутреннее основание системы.
Таким образом, противопоставление субъекта и объекта относительно зависит от отношения. Наиболее существенным для системы является ее генетическое отношение, из которого развиваются все производные отношения системы. В генетическом отношении системы обособляются моменты, определяющие ее собственную активность, и моменты, связывающие систему с внешним основанием, более спокойные. В этой первичной дифференциации ведущие моменты конституируются в качестве субъектов, подчиненные - в качестве объектов.

Таково генетическое основание противопоставления субъекта и объекта.

30
В иных отношениях, точнее, при решении других познавательных задач противопоставление субъекта и объекта снимается. В конструкте объект-объектного отношения абстрагирована специфическая активность системы социальной деятельности: она представлена как "простой рефлекс", опосредование базисной структуры. При исследовании социальной деятельности как самодостаточного целого большее значение имеет ее собственная активность; следовательно, восхождение продолжается введением конструкта субъект-субъектного отношения.
В субъект-субъектном отношении активность между сторонами взаимодействия распределена неравномерно. Субъекта, активность которого подчинена ведущей стороне, назовем контрсубъектом. Во взаимной активности субъекта и контрсубъекта необходимо различать самоактивность и реактивность. По определению М.С.

Кагана, реактивность выражает "способность некоторых объектов, не обладающих способностью к самопроизвольным, инициативным действиям, все же реагировать на внешние воздействия, отвечать на них тем или иным образом..18. Самоактивность, по-видимому, обусловлена опережающим отражением действительности,


С учетом указанного различения представляется существенным различие людей и вещей как носителей социальной деятельности. Люди самоактивны и реактивны. Вещи в системе социальной деятельности способны лишь к реактивности.

Различие в детерминации социальной активности со стороны вещей и людей позволяет провести следующую дифференциацию в системе. Те со



31

ставляющие субъекта и контрсубъекта, чья активность обусловлена только людьми, определяются как социальные субъект и контрсубъект. Те составляющие чья активность является лишь реактивностью вещей, объективные условия взаимодействия социальных субъектов.
На достигнутой ступени развертывания категории социальной деятельности последняя определяется как взаимодействие субъектов в объективных социальных условиях. Здесь социальные субъекты - большие группы людей, а условия взаимодействия - это социальные "вещи или социальная деятельность, существующая через вещи. При этом социальные субъекты сохраняют объектные характеристики, а объективные условия в своей реактивности проявляют субъектные свойства.
Данный конструкт обоснованно рассматривается не только как система социальной деятельности, но и как абстрактная схема общественного отношения, поскольку инвариантом различных общественных отношений является опосредованное взаимодействие социальных субъектов. В этом смысле абстрактная система социальной деятельности, когда ей придана та или иная субстанциональная определенность, может быть названа простым, неразвитым общественным отношением, а зрелое общественное отношение, наоборот, сложной, развитой системой социальной деятельности.
Достаточно распространена точка зрения, согласно которой деятельность определяется как субъект-объектное отношение, а субьект-субьектное отношение специфицируется как общение , модификация деятельности. В результате дея
32

тельность противопоставляется общению19. На наш взгляд, это неверно. Социальная деятельность может отображаться на разных уровнях абстрактности и конкреZности, с различной глубиной: от понятия деятельности как субстанции до понятий, фиксирующих деятельность как систему различной степени структурированности. Субъект-субъектное отношение - та же социальная деятельность, что и субьект-обьектное отношение, только как более конкретное целое.

Различение онтологического и гносеологического аспектов отображения социальной деятельности позволяет снять это недоразумение.
Соотнося разработанную теоретическую конструкцию с предшествующими понятиями можно отметить ассимиляцию в ней эмпирически данного различия людей и вещей как носителей деятельности.
Это различие зафиксированное в представлении социальной деятельности как взаимодействия людей, опосредованного вещами, переработано в последовательности понятий и снято в модели системы деятельности как взаимодействия социальных субьектов в объективных социальных условиях. Снятие идеализирующей абстракции позволяет перейти к анализу эмпирически данных модификаций деятельности.
Эта возможность реализуется применением в качестве методологического средства категории социальной деятельности, ступени конкретизации которой позволяют зафиксировать систему необходимых в существенных признаков подлежащей исследованию деятельности.

33
2. Понятие вида социальной деятельности

Обращение к эмпирии социальной деятельности должно быть опосредовано учетом ее существования в многообразных модификациях. Категорией социальной деятельности можно установить только те признаки экономической деятельности, которые присущи всем модификациям. Для исследования экономической деятельности как таковой необходимо определить также ее специфические признаки выделяющие экономическую деятельность из всех видов.

Для этого требуется понятие вида деятельности - методологическое средство фиксации единства общего и особенного в многообразии совокупной деятельности.
Задача разработки понятия вида социальной деятельности была поставлена М.С. Каганом: "Речь идет здесь, таким образом, о некоем абстрактном понятии вида деятельности, который реально проявляется в многообразных конкретных формах. Формы эти могут быть выявлены при помощи описанных в первой главе законов варьирования этого инварианта20.
Под инвариантом М. С. Каган понимает понятие социальной деятельности как структурно-функпионального единства субьекта, обьекта и активности. Варьированием каждого из указанных компонентов он выводит разнообразные формы деятельности.
Заметим, что такой интерпретацией понятия вида деятельности задача его введения фактически снимается. За понятие вида социальной деятельности выдается понятие социальной



Содержание раздела