Дифференциации социальной деятельности



якобы наличного "множества элементов по определенным признакам. Эти "элементы" наличии эмпирически, но не теоретически. Иначе говоря, наличии некоторые объекты, причем на уровне допредметных представлений они рассматриваются как различные виды деятельности.

Теоретически еще надо доказать, что это именно так, – отмечает В.П. Фофанов. - А доказать это можно лишь путем их генетического выведения из исходного состояния системы в выведении последующих модификаций из предшествующих...27
Отдельное всегда есть генетически возникающее отдельное, возникающеее из генетически первичного отдельного, исходного и простейшего состояния системы. Развитие всякого процесса ведет к его переходу в противоположность, углублению внутренних опосредовании и все большему обособлению диалектических противоположностей. Первичная дифференциация системы рефлексируется, взаимоопосредование противоположностей порождает новые модификации.

Характер первоначальных внутренних дифференциаций системы определяет направление ее дальнейшего развития, возможности дальнейшего дифференцирования.
Специфика социальной деятельности относительно других систем состоит в том, что она есть движение материи, опосредованное сознанием. Структурно-функциональный образ социальной деятельности - диалектическое единство материального и идеального. В той или иной модификации деятельности это единство относительно, и в зависимости от способа взаимосвязи

41
выделяются различные типы деятельности. Таким образом, в понятии типа деятельности фиксируется специфическое, генетически конкретное единство материального и идеального.
В качестве исходного типа деятельности следует рассматривать такое движение материи, в котором идеальное лишь внутреннее опосредование. Это практика. "Развитие всякого процесса ведет к его переходу в противоположность, что в данном случае означает возникновение такой модификации деятельности, где первичным и определяющим является не материальное, а духовное28. Это духовная деятельность.

В дальнейшем развертывание диалектики материального и идеального формируется все многообразие типов и подтипов социальной деятельности.
Другие дифференциации социальной деятельности в своем развитии приводят к появлению ее модификаций других порядков.
По соотношению моментов изменения и покоя социальная деятельность дифференцирована на живую и опредмеченную. Соотношение живой и опредмеченной деятельности может быть разным; в зависимости от этого выделяются формы деятельности. Таким образом, в понятии формы социальной деятельности фиксируется генетически конкретная структурно-функциональная взаимосвязь живой и опредмеченной деятельности. Заметим, что среди указываемых в литературе модификаций к формам и подформам деятельности можно отнести творческую и рутинную, продуктивную и репродуктивную, конструктивную и деструктивную, революционную и контрреволюционную деятельности и т. п.

42
Генетически конкретное структурно-функциональное единство субъекта и объекта, связанных опредмечиванием и распредмечиванием фиксируется в понятии рода социальной деятельности. Думается перспективна интерпретация как родов деятельности общения, игры, руководства и исполнения, производства и потребления.
Итак, понятие типа деятельности вводится снятием понятая деятельности как диалектического единства материального и идеального Понятие формы деятельности снимает понятие деятельности как системы живой и опредмеченной деятельности. Понятие рода деятельности снимает понятие деятельности как субъект-объектного отношения Снятием понятия деятельности как взаимодействия социальных субъектов в объективных социальных условиях мы введем понятие вида социальной деятельности.
Взаимодействие социальных субъектов в объективных социальных условиях можно интерпретировать как простейшее общественное отношение. В связи с этим задача выделения видов социальной деятельности коррелирует с задачей выделения видов общественных отношений. Поэтому на основе выделения видов общественных отношений предлагают выделять виды социальной деятельности. "Этот подход имеет то преимущество, что во внимание принимается прежде всего функционирование деятельности в контексте действительных социальных связей, - полагает М. М. Кривуля. - Основания для классификации деятельности и общественных отношений носят взаимодополняющий характер: основанием классификации деятельности служат виды общественных отношений а последние в свою очередь представлены



43
через соответствующие виды деятельности29.
Действительно, можно установить взаимнооднозначное соответствие видов деятельности и общественных отношений: это возможно вследствие рефлексивности различных фрагментов теоретической системы. Если доказано выделение вида общественных отношений, то и выделение соответствующего вида деятельности доказать не трудно. Более того, выявление корреляции необходимо на допредметUом этапе исследования, когда устанавливаются взаимосвязи фрагментов теории. Но следует осознавать ограничения такого подхода. Систематизация категориального аппарата требует не только координации, но и субординации наличных отображений.

Система общественных отношений формируется развитием и усложнением исходного отношения, которое, будучи простым, представляют собой довольно сложную систему социальной деятельности. Поэтому выделение видов общественных отношений производно от выделения видов социальной деятельности.
Средство выделения - понятие вида социальной деятельности - результат генетической реконструкции модели субьект-субьектного отношения. В этом отношении активность субъекта воплощает специфику формы движения системы и подчиняет активность контрсубьекта, стимулируя ее. Объективные условия каждого из субъектов опосредуют их собственное функционирование, замещая человеческую активность реактивностью вещей.

44
Генезис субъект-субъектного отношения предполагает, во-первых, становление контрсубьекта из объекта социальной деятельности, во-вторых, формирование объективных условий, опосредующих функционирование субъектов.
Для субъекта, носителя специфической активности системы, становление контрсубъекта из обьекта является специфическим продуктом деятельности. Становление контрсубъекта завершает формирование отношения, замыкая его внутреннюю активность в самодостаточное целое. Будучи достаточно активным контрсубъект способен перерасти рамки отношения и подчинить себе субъекта. В результате контрсубъект становится своим, перерастающим в иное, т. е. выходящим за пределы системы.

В контрсубъекте системе деятельности положен ее собственный предел. Поэтому контрсубъект является продуктом деятельности.
Движение от субъекта к продукту опосредовано объективными социальными условиями. Собственные объективные условия субъекта подчинены самоактивности людей и своей реактивностью обеспечивают воздействие на противолежащий объект. Они функционируют как средства деятельности. Объективные условия контрсубьекта противостоят им как предмет, видоизменение которого необходимо ведет к развитию контрсубьекта.

Субъект, трансформируя предмет в продукт определенными средствами, выполняет некоторую социальную функцию. В этой модели резюмируется понятие вида социальной деятельности.
"Продуктовая модель" социальной деятельности хорошо известна. То новое, что мы вносим в ее понимание, сводится к следующему: а) это модель не социальной деятельности, а вида социальной деятельности, б) она вводится не посредством понятия деятельности как субъект-объектного отношения, а пос
45 –

редством понятия деятельности как взаимодействия социальных субъектов в объективных социальных условиях; в) способом введения является не дополнитMльное структурирование исходной модели а ее генетическая реконструкция.
В понятии вида социальной деятельности абстрагировано генетически конкретное структурно-функциональное единство вещных и человеческих компонентов деятельности. Генетически первичным видом деятельности является деятельность с преобладанием человеческого компонента: производство людей посредством вещей, - жизнедеятельность. Развитие процесса ведет к переходу его в противоположность, формируется вторичный вид социальной деятельности: производство вещей посредством людей - т р у д . В конечном счете труд является только опосредованием жизнедеятельности, ее опосредованием, которое возвращается в жизнедеятельность.

Если рассматривать социальный процесс в целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, т. е. сам человек в его общественных отношениях, - замечал по этому поводу К. Маркс. – Все, что имеет прочную форму, как, например, продукт и т. д., выступает в этом движении лишь как мимолетный момент30.



Содержание раздела