Экономика не возвращается в равновесное состояние.


Основано на действии эк. законов: стоимости и предложения
Закон стоимости:
Все товары производятся и обмениваются в соответствии с затратами общ.-необх. труда (действуют через механизм цен)
Спрос и предложение: Спрос растет при понижении цены; S с повышением цены.
Если S=D, то цена равновесия.
Если DS, то цена растет от стоимости, не все затраты общ. труда реализуются = S надо увеличивать, расширение пр-ва.
Если DS, то цена ниже стоимости, часть затрат общ. труда не реализуются = необходимо сократить пр-во Т.
Таким образом через механизм действия эк. законов товаропр-во ставится в условие либо повышения, либо понижения пр-ва Т.
Перелив капитала в процессе межотраслевой конкуренции. Капитал уходит туда, где прибыль больше, из отрасли где прибыль меньше. Отсюда происходит перераспределение прибыли между отраслями пр-ва.
Если D=const, то цены растут выше стоимости = прибыль на ед. капитала возрастает = перелив К в процессе межотраслевой конкуренции регулирует пропорции пр-ва так чтобы обеспечивать общее эк. равновесие.
Маркетинговый подход к управлению
Создание маркетинговых служб для изучения рын. конъюнктуры. Исследование учитывают при пр-ве Т. Т производят с учетом реализации. Если общее эк-е равновесие устойчивое = рост пр-ва, при отклонении пропорций от потребностей рынка эк-ка возвращается в состояние равновесия.
Неустойчивое равновесие - отклонение сфер отраслей пр-ва со временем не изменяется, а возрастает. Эк-ка не возвращается в равновесное состояние.
Государственное регулирование пр-ва:
участие гос-ва в организации процесса воспр-ва в целях наиб. эффективности ресурсов и удовлетворения потребностей членов общества
регулирование структуры пр-ва через использование гос. инвестиций
НТ исследование
гос-во разрабатывает эк. программы или индикативные планы развития эк-ки (рекомендации)
Для крупных корпораций , но не для среднего и мелкого бизнеса и не охватывает иностранный капитал.
Использование гос. регулирования смягчает эк. кризисы. В процессе развития эк-ки нарастают элементы планомерности и понижается стихийность.

Ценовая политика.
Цель ценовой политики: максимизация прибыли на микро уровне, на макро уровне - стабильность.


Возможности ценовой политики зависят не только от предприятия, они ограничены тем, что понижение цен может вызвать у покупателей недоверие к продукции (высокая цена = высокое качество). Ограниченность ценовой политики вызвано поведением конкурентов. Высокая цена - агрессивность конкурентов.

Резкие колебания цен - недоверие к фирме. Фирма должна учитывать факторы ценообразования:
влияющие на стоимость (произ-ть, интенсивность, условия, время реализации)
связанные с рынком: -спрос, предложение; -полезный потребительский эффект;
связанные с устойчивостью денежного обращения.

Из-ки пр-ва: -(кл.) часть стоимости товара, возмещающее затраты предпринимателя; -(неокл.) выплаты предпринимателя поставщикам ресурсов, которые обеспечивают предпочтение данной фирме альтернативному использованию ресурсов.
Из-ки обращения - затраты на реализацию товара, хранение, транспорт, упаковка, продажа.
Трансакционные из-ки - издержки, связанные с процессом контакта продавца и покупателя, на послепродажное обслуживание, на адвоката, поиски покупателя, поставщика и т.д.

Издержки пр-ва:
нормативные - затраты на товар, выпускаемые фирмой, производимые при наилучших и организационных условиях пр-ва;
фактические - затраты данной фирмы.

постоянные - не связаны с объемом пр-ва (аренда, амортизация, зарплата обслуж. персонала, освещение, отопление);
переменные - зависят от объема пр-ва (сырье, материалы, топливо, зарплата работникам).
В стоимости ед. продукции удельный вес переменных издержек неизменен, а постоянные из-ки изменяются.

общие - сумма постоянных и переменных издержек;
средние - затраты на ед. продукции в каждом выпуске;
предельные - затраты на каждую дополнительную ед. продукции, выпускаемую сверх;

Издержки обращения:
чистые - связанные с продажей товара (оплата труда, содержание магазина);
дополнительные - связанные с доставкой товара от производителя к покупателю.



Ценовая политика:
1 этап: -изучение спроса на товар на рынке; -изучение объема спроса; -изучение эластичности спроса; - изучение денежных доходов покупателя.
2 этап: -определение расчетной цены, с которой фирма хочет выйти на рынок; -проверяются различные варианты цены:
P1Q1 и P2Q2 = P2P1 (Q2Q1) или P2P1 (Q2Q1), чтобы PQ=max.
3 этап: -сопоставление своей расчетной цены с ценами на аналогичные товары других фирм; -сопоставление покупателем качества, тех. совершенства; -корректировка цены;
4 этап: -определение порога изменения цен;
5 этап: -проверка ассортимента товара и установка единой цены; -с учетом жизненного цикла рассматривается возможность отклонения от единой цены;
6 этап: -разработка различных надбавок и скидок и их критерии; -анализ динамики цен;
7 этап: -разработка экспортной цены; какая валюта.
Фирма выходит на рынок с определенной ценой.
Ценовая политика на макро уровне осущ. гос-вом. Гос. регулирование цен направлено на установление в об-ве относительной стабилизации цен.
Методы гос-ва:
прямые методы воздействия на цену:
гос-во регулирует цены на товары естественных монополий - это отрасли пр-ва, при которых не выгодна конкуренция и чем больше объем, тем меньше затраты (транспорт, связь, электроэнергетика);
гос-во устанавливает цены таким образом, чтобы они являлись средними между ценой самого предприятия и оптимальной ценой;
установление фиксированных цен на отдельные виды товаров;
установление порога цен;
инфляция (ограничение роста цен в зависимости от роста инфляции);

косвенные воздействия на цены:
через политику ускоренной амортизации;
установление дотации на реализацию отдельных товаров;
стимуляция реализации товара путем снижения (увеличения) налогов.


10.Факторные рынки и распределение доходов.
10.1Капитал, его сущность и накопление. Капитал как движение.
Капитал - центральная категория рын. эк-ки.
Классическая школа:
Капитал - самовозрастающаяся, самодвижущаяся и саморазвивающаяся стоимость.
Неоклассическая школа:
Капитал - все средства пр-ва, применяемые для пр-ва товара.
Кейнс:
Капитал - увеличение доходов предпринимателя от реализации произведенных товаров.

Содержание капитала из определения класс. школы:
Деньги, средства пр-ва и товар становятся капиталом только при определенных условиях.
Условия:
возрастание стоимости D-T-D, т.к. DD, то D=D+d
движение капитала
в процессе движения капитал меняет свои формы: деньги - средства пр-ва -....- деньги

1. Само обращение увеличение стоимости дать не может, т.к. в обращении происходит эквивалентный обмен;
2. При неэквивалентном обмене продавцы получают избыток стоимости (цена выше стоимости). Продавец теряет свой избыток стоимости, когда он выступает в роли покупателя и возрастание стоимости не происходит.
Удачливый предприниматель: покупает товар за цену ниже стоимости, а продает по цене выше стоимости. Получает избыток за счет других предпринимателей и покупателей.

Следовательно, обращение не является той сферой, которая порождает избыток. Капитал не возникает из обращения. Но капитал не может возникнуть и без обращения.
Это является противоречием всеобщей формулы капитала: D-T-D. D-T, D-T, TT.
Существует, если сущ. товар, который сам увеличивает свою стоимость. Рассматривается процесс пр-ва. Процесс пр-ва не возможен без специфического товара - рабочей силы (этот товар явл. источником стоимости).
Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека, т.е. его способность к труду, которую он использует при создании матер. благ.
Условия:
наемный работник - лично свободен
наемный работник лишен средств пр-ва
наемный работник продает свою силу на время

На рынке 2 свободных предпринимателей:
Собственник пр-ва - заинтересован, чтобы бизнес был квалифицирован, производил качественный товар
Собственник раб. силы - вынужден экономически продавать раб. силу, заинтересован в продаже раб. силы.
На рынке их отношения как равных товаропроизводителей. Перестают быть такими в процессе пр-ва.

Рабочая сила как любой товар имеет:
потребительская стоимость - состоит в том, что способна создавать новую стоимость большую чем на самом деле;
стоимость - измеряется общ. трудом, затраченным на пр-во средств рабочего, семьи и на подготовку квалифицированного рабочего.

Маршалл: “В эту формулу входят потребности, которые позволяют работать и жить (“-“ кофе, алкоголь, табак ...)
Стоимость раб. силы содержит физич. элемент и моральный элемент.

Стоимость раб. силы величина объективная.
Для каждой страны с учетом периода времени величина стоимости раб. силы - определенная.
Как правило зарплата ниже стоимости раб. силы.
Мы считаем, что раб сила оплачивается полностью.

Факторы, влияющие на стоимость раб силы:
в сторону увеличения:
НТР повышает требование к качеству, квалификации раб силы
возрастание интенсивности труда
з-н возвышения потребностей в процессе развития произв. сил
в сторону понижения:



Содержание раздела