Двухуровневая методологическая система управления стоимостью


Необходимо отметить, что развитие рыночных отношений в России ведет к увеличению количества объектов собственности, участвующих в хозяйственном обороте. В частности, число предприятий, как основных звеньев в процессе развития экономики постоянно растет. При этом одной из значимых задач развития предприятия в последние годы становится использование инструментов оценки бизнеса в принятии управленческих решений. Оценка бизнеса сама по себе может служить ориентиром в реализации этой цели.

Например, продажа активов, не участвующих в генерировании дохода (теория доходного подхода). В настоящей же работе оценка бизнеса в целях принятия эффективных управленческих решений рассматривается в увязке с концепцией управления стоимостью.
Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, организованная для выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Из определения следует, что целями деятельности предприятия являются удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Удовлетворение общественных потребностей выступает как первичная цель.

Прежде чем, заняться каким-либо делом предприниматель, исходя из удовлетворения собственных потребностей, определяет потребности общества в продукции или услугах определенного характера. Получение же прибыли от производства товара или услуги, в сущности, вытекая из первичной цели, является вторичной целью и инструментом в удовлетворении указанных потребностей. Производной целей деятельности выступает результат, т.е. непосредственно выпускаемый предприятием товар или услуга.
С позиции теории управления в отношении предприятия, в общем виде субъектом является человек или группа людей (собственник, менеджер) объектом управления – предприятие (система ресурсов производства, система ресурсов потребления, система структурных подразделений) (рис.1). В приведенной схеме под системой ресурсов производства понимается то, что на выходе у предприятия в результате деятельности, т.е. готовая продукция, прибыль, отходы производства и пр.; система ресурсов потребления – это средства для достижения результатов деятельности - сырье и материалы, комплектующие детали, топливо и энергия, здания и сооружения, транспорт, денежные средства и пр.; под системой структурных подразделений понимается персонал организации, вовлеченный в процесс деятельности, способствующий реализации поставленных целей и задач – подразделения основного производства, подразделения вспомогательного производства, обслуживающие подразделения и пр.








Рис. 1. Организационная структура предприятия.
Иерархия системы субъект – объект в отношении предприятия

Целью любой модели управления является достижение максимального результата на выходе (выпуск продукции или предоставление услуги, прибыль) с минимальным использованием ресурсов на входе. Одним из путей для ее достижения является управление стоимостью предприятия.
По мнению авторов статьи, основными задачами, решаемыми в рамках концепции управления стоимостью, являются:

  • эффективное управление ресурсами предприятия на входе в целях получения наиболее оптимального результата на выходе;
  • максимизация стоимости акций предприятия при их реализации на открытом фондовом рынке с целью получения инвестиций;
  • максимизация стоимости вновь организованного бизнеса при его продаже в будущем;
  • реализация на рынке по наиболее оптимальной цене отдельного актива (или активов) предприятия.

Необходимо отметить, что первая задача на сегодняшний день представляется перспективной, но при этом не всегда адекватно понимается руководством предприятий. Заинтересованность собственников и менеджеров в большей степени касается практических моментов деятельности. Поэтому прикладные задачи, решаемые концепцией управления стоимостью, могут чаще быть востребованными в рамках российской экономики (последние три задачи являются прикладными).

С учетом этого, в практике указанную концепцию можно рассматривать как в соответствии с отдельными задачами, так и в их совокупности.

Если говорить об оценке бизнеса как таковой, то на сегодняшний день она проводится при определении стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям, принятии обоснованного инвестиционного решения (покупка акций, долей предприятий), реструктуризации предприятия, налогообложении (определение налогооблагаемой базы), осуществлении инвестиционного проекта развития бизнеса и пр.
Теоретическую основу оценки бизнеса, составляют методологические принципы: полезности, замещения, ожидания, вклада, остаточной продуктивности, сбалансированности, оптимального размера, разделения, спроса и предложения, конкуренции, соответствия, изменения, наилучшего и наиболее эффективного использования.
В целях разработки наиболее оптимального методического инструментария, с точки зрения авторов статьи, управление стоимостью в рамках эффективного управления ресурсами предприятия следует рассматривать как двухуровневую методологическую систему. Причем, с одной стороны выступают основы теории управления предприятием, с другой – принципы оценки бизнеса. В укрупненном виде указанная система представлена на рисунке 2.
Первый уровень представляют методологические основы управления предприятием, целью их применения является формулирование и обоснование целей управления стоимостью, на втором уровне используются методологические принципы оценки бизнеса, отвечающие за методики расчета. Иными словами, на первом уровне следует ответ на вопрос – зачем это нужно? На втором уровне – как это сделать?
Рассмотрение концепции управления стоимостью в совокупности методологических основ управления предприятием и принципов оценки бизнеса позволит более четко увязать цели проведения управленческих мероприятий в рамках указанной концепции и методическую базу оценки бизнеса, что, по мнению авторов, способствует решению задачи эффективного регулирования ресурсами предприятия.



I уровень

Зачем это нужно?




II уровень Как это сделать?


Рис. 2. Двухуровневая методологическая система управления стоимостью

И.А. Ломакин


АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

г. Тобольск, Тобольский Индустриальный Институт ТюмГНГУ

Процесс управления стоимостью предприятия в России явление достаточно новое, нуждающееся в современном аналитико-методическом инструментарии. Подходы, используемые в западной оценочной науке в российской практике сложно применимы, поскольку они ориентированы на управление курсовой стоимостью ценных бумаг (создание акционерной стоимости). Отечественный фондовый рынок пока только развивается и отраслевая структура акционерных обществ, представленных на нем, не позволяет использовать общепринятые на Западе инструменты оценки и управления стоимостью для всего промышленного сектора.
Однако процесс управления стоимостью предприятия невозможно осуществлять без четких механизмов оценки его результатов. Прибыль и рентабельность в этом случае не соответствуют аналитическим задачам, так как они являются показателями кратковременными, не учитывающими фундаментальных критериев и перспектив развития бизнеса.
Для организации процесса управления стоимостью предприятий автором уточнен оценочный стандарт фундаментальной стоимости, предполагающий максимально эффективное функционирование предприятия с полным задействованием его экономического потенциала.
Экономический потенциал предприятия, являясь совокупным предметом оценки его стоимости на определенный момент времени, по нашему мнению, подразумевает под собой стоимость имущественного комплекса и потенциальные возможности в получении будущих потоков доходов.
Этот стандарт можно использовать в управлении стоимостью как целевой ориентир стоимости предприятия на конкретный период времени, что позволит четко определить целевые нормативы факторов стоимости, достижение которых ставится задачей для функциональных подразделений и целевых групп специалистов, включенных в процесс управления стоимостью.
Фундаментальная стоимость – аналитическая оценка реально возможной рыночной стоимости предприятия при его максимально эффективном функционировании в прогнозный период. Назначение стандарта:
а) представить возможному инвестору максимально возможную величину рыночной стоимости предприятия и имеющийся потенциал для его развития;
б) показать собственникам предприятия резервы и возможности увеличения его рыночной стоимости;
в) определить в процессе управления стоимостью предприятия норматив рыночной стоимости на стратегическом цикле.
Для расчета фундаментальной стоимости необходимо соблюдение трех основных условий: 1) рыночная и фундаментальная стоимости определяются на одну и ту же дату с использованием единой методики оценки; 2) процесс оценки по обоим стандартам производится одним субъектом оценки; 3) прогноз развития рыночной конъюнктуры для рыночной и фундаментальной стоимостей должен быть равнозначен.
Для апробации предлагаемых разработок был произведен расчет фундаментальной стоимости ООО Тобольск–Нефтехим по модели развития интегрального подхода к оценке бизнеса предприятий, разработанного автором.



Содержание  Назад  Вперед