Приведем несколько конкретных примеров шоковой терапии.


Приведем несколько конкретных примеров шоковой терапии.
В Западной Германии денежная реформа (июнь 1948 г.) носила жестко конфискационный характер. Наличные деньги и вклады населения были обменены в соотношении 6,5 новых немецких марок на 100 старых рейхсмарок. Часть вкладов сначала была заморожена, а затем примерно 70% их аннулировано, но каждый житель получил единовременное пособие в 60 немецких марок. В результате реформы был ликвидирован государственный долг и все активы государственного сектора, межбанковские требования в рейхсмарках.

Таким образом, денежная реформа устранила основные причины дисбаланса в стране, в результате был снят контроль над ценами и заработной платой, а быстро развившееся предпринимательство насытило рынок, что остановило инфляцию.
Шоковая терапия была успешно проведена в Японии в 1949—1950 гг. по инициативе американского посла в Японии, в связи с чем и получила название линия Доджа. Переход на свободное ценообразование сочетался с такими жесткими антиинфляционными мерами, как ликвидация дефицита государственного бюджета, прекращение субсидий убыточным предприятиям, ужесточение условий кредитования, замораживание части вкладов и др. Важную роль в формировании рыночных структур сыграло проведение земельной реформы и разукрупнение монополистических гигантов.
В странах Восточной Европы шоковая терапия использовалась, например, в Югославии и Польше. В Югославии с 1952 . был взят курс на развитие самоуправляющейся экономики, или экономики рыночного социализма. К концу 80-х годов в стране обострился кризис этой системы, которая была ориентирована на максимизацию заработной платы и прибыли на одного работника.

Подобная направленность значительно ослабила инвестиции, в результате чего страну поразили экономический кризис, безработица, а также раздувание заработной платы коллективами, что привело к усилению инфляционных тенденций: в стране развернулась гиперинфляция, которая в 1989 г. достигла четырехзначных цифр.
Правительство А. Марковича разработало и провело реформу по излечению экономики с помощью шоковой терапии, направленной на обуздание гиперинфляции и расширение конкурентоспособных сил. 'Первоначальные результаты были положительными: гиперинфляция прекратилась, национальная валюта стабилизировалась, а динар стал первой в Восточной Европе конвертируемой валютой. Однако с размораживанием заработной платы инфляция опять усилилась, возросла безработица, заметно снизился жизненный уровень населения. Но самый страшный удар реформе нанес распад государственности.
Наиболее ярким примером широкой терапии служит экономическая политика, проводимая в Польше с конца 1989 г., которая была основана на допуске свободного ценообразования при временном замораживании заработной платы. В итоге за короткий период к началу 1990 г. Польша избавилась от товарного дефицита, но после восьмикратного роста цен произошло замедление темпов инфляции. Таким образом, стабилизация обошлась дорого — жизненный уровень населения снизился почти вдвое, а безработица осенью 1990 г. достигла 10%.
В советской истории в прошлом тоже был применен свой вариант шоковой терапии — при переходе от командно-директивной экономики периода военного коммунизма к экономике в условиях проведения новой экономической политики (нэпа). Нэп, особенно на фоне послевоенной разрухи, привел к быстрому оздоровлению жизни страны, к насыщению потребительских рынков. Однако он был связан с крайне жесткими экономическими мерами, потребовавшими серьезных жертв со стороны беднейших слоев городского населения. Речь идет в первую очередь о денежной реформе 1922—1924 гг., целями которой были ликвидация дефицита государственного бюджета, прекращение инфляции и введение новой денежной единицы — червонца. К 1924 г. хозяйственные государственные расходы были резко сокращены, ограничен кредит.

Дефицит госбюджета был сведен к минимуму, что позволило остановить печатный станок. Червонец стал полноценной денежной единицей на внутреннем рынке: розничные цены с 1 октября 1923 г. по 1 августа 1925 г. снизились на 20%. Однако решающим направлением реформы по сокращению государственных расходов было прекращение финансирования государственных предприятий, в результате чего в ряде отраслей закрылось до 1/3 предприятий.



Это была настоящая шоковая терапия, хотя данный термин тогда не употреблялся.
Применяемые сейчас методы шоковой терапии в России не могут не быть безболезненными по ряду причин.
Во-первых, с конца 20-х гг. в экономике нашей страны жестко и последовательно происходил отход от разрушенных рыночных структур.
Во-вторых, в итоге длительного исторического развития в бывшем СССР сложилась уникальная по своему характеру диспропорциональность в экономике: с одной стороны, наблюдался бурный рост тяжелой промышленности, производящей средства производства, а с другой — крайне замедленный рост, а то и просто стагнация отраслей, производящих предметы потребления. К таким отраслям относятся в первую очередь измотанное экспериментами сельское хозяйство, пищевая, легкая и другие отрасли промышленности. Даже по данным нашей статистики, доля отраслей группы А во, всем промышленном производстве составляла в 1928 г. 39,5%, в 1940 г. - 61, в 1960 г. - 72,5%.
В-третьих, около половины национального дохода бывшего СССР шло на накопление, в то время как в ведущих развитых странах — 15—25%. Если взять за основу ВНП, то минимум половина входящей в него конечной продукции направлялась на производственные капиталовложения и вооружение (в ведущих странах Запада — максимум 25—30%).
В-четвертых, доля фонда потребления ВНП бывшего СССР составляла не более 25—30% против 60—65% в развитых странах. Доля заработной платы в СССР также была беспрецедентно низка: она составляла 1/3 национального дохода против 2/3 в развитых капиталистических странах.
Таким образом, инфляция как превышение денежного спроса над предложением товаров и услуг давно проявилась в нашей экономике в виде возникновения дефицита по определенным товарным группам и постоянного роста розничных цен. Однако в условиях командно-административной экономики она носила подавленный характер и проявлялась в товарном дефиците. И лишь с апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а со 2 января 1992 г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары — гиперинфляции. Правда, в какой-то степени проводится индексация доходов населения, но очень туго и с большими опозданиями.

Вместе с тем инфляция спроса тесно переплеталась с инфляцией издержек, поскольку в некоторых отраслях, на кооперативных предприятиях и в других коммерческих структурах имел место неконтролируемый рост цен. Это переплетение носило опасный характер и угрожало тяжелыми социальными последствиями.
Следующие данные показывают развитие инфляционных процессов в России и результаты борьбы с ней в последние годы (см. табл. 5.5).
Таблица 5.5.
Основные показатели инфляция в России с 1991 по 1996 гг.

Показатели
1991
1992
1993
1994
1995
1996
ВВП, млрд руб.
1 398,5
19006,0
171 510,0
610 993,0
1 658 933,0
2 019 512,0
Денежная масса, трлн руб.
1,0
7,2
33,2
97,8
220,8
278,8
Доля денежной массы в ВВП РФ, проц.
70,0
37,9
19,4
16,0
13,3
15,3
Размер денежной эмиссии, млрд руб.
173,5
1513
10 904,8
23 169,9
45 575,9
29 600,0
Среднемесячные темпы инфляции, проц.
7,0
26,0
21,0
13,7
9,0
1,95


Рассчитано по данным: Российского статистического ежегодника, 1995 г.; Бюллетеня банковской статистики, №30, 36, 42; России в цифрах, 1995 г.; Социально-экономического положения России в 1996 г., №3 (издание Госкомстата РФ).
В борьбе с инфляцией проводятся: резкое сокращение Централизованных капиталовложений в отрасли группы А, конверсия военных отраслей промышленности, уменьшение доли военных расходов в государственном бюджете, сокращение расходов государственного аппарата управления, а также меры Центрального банка России по денежно-кредитному регулированию.
Антиинфляционная политика. Это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики — дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.
Дефляционная политика — это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Поэтому большинство правительств при ее проведении в 60-х — 70-х гг. проявляло сдержанность или даже отказывалось от нее.
Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко. В то же время опыт использования политики доходов в США при президенте Никсоне, в Великобритании при лейбористских правительствах, в Скандинавских странах свидетельствует об ограниченности ее результатов.

Во-первых, замедление роста цен вызывало дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен сдерживался лишь на определенное время, а с отменой ограничений снова ускорялся.
Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.
Индексация (полная или частичная) означает компенсацию потерь в результате обесценения денег. Сначала данный метод применялся в конце 40-х — начале 50-х гг. при инфляции, вызванной переходом от военной экономики к нормальным рыночным условиям. Вновь индексация стала применяться в 70-е годы в связи с развертыванием галопирующей инфляции.

В большинстве ведущих промышленно развитых стран она распространялась на меньшую часть трудового населения (например, в США приблизительно на 10%). Исключением была Италия, профсоюзы которой добились введения в стране полной системы индексации.
Формы сдерживания контролируемого роста цен проявляются, во-первых, в замораживании цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах. Подобный контроль сохранился во всех ведущих развитых странах. Так, в ФРГ он охватывает примерно половину розничного товарооборота, включая продовольствие.
Еще большее значение этот контроль имеет для развивающихся стран, где стабильный уровень розничных цен на потребительские товары поддерживается государственными субсидиями, что обеспечивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения. Перевод этих товаров на свободную рыночную основу, как правило, сопровождается бурными социальными потрясениями.
В конце 70-х — начале 80-х гг. в борьбе с галопирующей инфляцией в промышленно развитых странах кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были заменены консервативными вариантами с применением дефляционных мер: более жесткого ограничения государственных расходов, особенно хозяйственных и социальных; сдерживания роста бумажно-денежной массы путем проведения политики таргетирования денежного обращения, т.е. жесткого сдерживания денежной массы в пределах установленных ориентиров.
Правда, в конкретных условиях происходило некоторое отступление от жесткого сдерживания, особенно при снижении социальных расходов. В качестве примера можно привести США, где не только не была достигнута сбалансированность федерального бюджета, но и произошел невиданный ранее рост дефицита (до 200 млрд долл.). Это явилось результатом уменьшения доходной части бюджета вследствие сокращения налогов и огромного роста военных расходов.

Однако администрация Рейгана смогла перекрыть инфляционное воздействие дефицита федерального бюджета за счет денежного рынка (т.е. сбережений предприятий и населения), а также путем взвинчивания процентных ставок и привлечения иностранного капитала.
Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).
Вместе с тем стали применяться меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие ее воздействие на цены и спираль заработная плата — цены. Например, в США администрация Рейгана отказалась от государственной поддержки таких малононкурентных отраслей, как черная металлургия, автомобилестроение, текстильная, обувная промышленность, что вызвало волну слияния крупных компаний. В результате резко возросшая конкуренция способствовала уменьшению инфляции до ползучих форм, а также ослаблению инфляционной спирали.




Содержание раздела