Количество инициированных расследований о применении субсидий


Лист также критиковал концепцию экономического либерализма и свободы внешней торговли. Он писал, что концепция свободной торговли навязывает всем странам экономическую политику, выгодную для высокоразвитой Англии, но невыгодную другим, менее развитым странам.

Кейс № 4
Свободная торговля vs протекционизм
Дискуссия о свободной торговле, начатая Фридрихом Листом, продолжается и сегодня. Созданная вскоре после окончания Второй мировой войны Всемирная торговая организация сегодня является клубом свободной торговли. ВТО призвана обеспечить сохранение свободной и честной международной торговли, обеспечивая странам участницам площадку для проведения переговоров по наиболее проблемным вопросам.

За годы существования ВТО удалось добиться либерализации торговли по многим товарным группам. В тоже время целый ряд товаров, экспорт которых является критически важным для развивающихся стран, остается закрытым для внешней торговли. Речь идет в первую очередь о сельскохозяйственных товарах, производство которых в огромных масштабах субсидируется развитыми странами (Европейским Союзом, США, Японией), текстиле и медикаментах. Большое количество нареканий по-прежнему вызывает недемократичность функционирования ВТО, где решения принимают сильнейшие, а также недостаточный уровень прозрачности принимаемых решений.

Со временем инструменты защиты становятся более изящными, а общий уровень протекционизма растет.
Основными мерами по ограничению импорта, разрешенными к применению в рамках ВТО, являются антидемпинговые и компенсационные пошлины и защитные меры. Статистика применения защитных мер в 1995-2001 гг. приведена в таблице 1.
Таблица 1. Применение мер по ограничению импорта в 1995-2001 гг.

Год
Количество инициированных антидемпинговых расследований
Количество инициированных расследований о применении субсидий
1995
157
10
1996
224
7
1997
243
16
1998
254
25
1999
356
41
2000
281
17
2001
330
27

Источник: официальная статистика ВТО

Антидемпинговые расследования* продолжают оставаться существенным инструментом внешней политики для целого ряда стран. В инициировании анти-демпинговых расследований лидируют Индия и США, за которыми с существенным отрывом следуют Европейский Союз, Аргентина, Канада, Австралия, Бразилия, Турция. Большая часть антидемпинговых расследований инициируется в отношении продукции химической промышленности и стали.
Чрезмерная и преждевременная либерализация устранение государственного вмешательства в финансовые рынки и рынки капитала, ликвидация торговых барьеров способствовала финансовому кризису 1990-х гг. и может нанести серьезный урон маленьким странам с возникающей рыночной экономикой. Либерализация торговли имеет широкую поддержку среди элит развитых стран, что находит отражение в деятельности ВТО, но в тоже время встречает сильную оппозицию в развивающихся странах. По мнению нобелевского лауреата в области экономики Джозефа Стиглица, это связано с тем, что в результате либерализации и под давлением международной конкуренции неэффективные производства свертываются, что приводит к катастрофическому росту безработицы.

Согласно либеральной идеологии, более продуктивные рабочие места должны создаваться по мере ликвидации старых, неэффективных. На самом деле этого не происходит для создания новых рабочих мест и фирм нужны капитал и предпринимательство, которых часто не хватает в развивающихся странах из-за неэффективной системы образования и неработающих финансовых рынков.
Наиболее успешно проводили либерализацию страны Восточной Азии, делая это медленно, постепенно и последовательно, используя преимущества глобализации для своей экспортной экспансии и обеспечивая себе быстрый рост. Протекционистские барьеры ликвидировались этими странами только тогда, когда уже были созданы новые рабочие места.

Вопрос для обсуждения:
Назовите причины, которые могут являться основанием для ограничения свободной торговли между странами и введения специальных защитных мер.

Теории экономических циклов стали развиваться только с середины 19 века. Если вначале экономические кризисы объяснялись различного рода внешними факторами, как, например, солнечная активность, то уже к концу 19 века причины цикличности искались внутри экономики, а все фазы цикла считались нормальными и неизбежными периодами хозяйственной жизни.


Русский экономист Николай Кондратьев (1892-1938) разработал теорию больших циклов, известных в современной экономической науке как «циклы Кондратьева». На основе большого количества статистических данных ученый проследил с конца 18 века и до 1920 г. два полных и один незавершенный цикл экономической активности. Кондратьев также отметил так называемые «эмпирические правильности» - явления, которые он проследил статистически, но не смог объяснить теоретически: 1) в начале фазы подъема происходит массовое внедрение технических изобретений; 2) фазы подъема характеризуются большим числом социальных потрясений, чем фазы спада; 3) на фазе спада больше всего страдает сельское хозяйство; 4) средние и малые циклы нанизаны на большие циклы.

Над теорией экономических циклов работал еще один известный экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950), посвятив этому работу "Экономические циклы" (1939). По мнению Шумпетера, причиной экономических циклов являются нововведения, которые происходят не плавно, а скачками, экономические кризисы происходят из-за паники, возникающей в связи с прекращением экономического бума. Шумпетер рассматривал систему из трех циклов: долгосрочных (циклы Кондратьева, 55 лет), среднесрочных (10 лет) и краткосрочных (2 года 4 месяца), подтвердив при этом предположение Кондратьева о том, что больший цикл содержит в себе несколько более мелких.
Нарастание амплитуды экономических циклов и усиление негативных эффектов на стадии спада сделали актуальной выработку мер и инструментов экономической политики, «сглаживающих» циклические эффекты.


Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), - основатель концепции государственного вмешательства в экономику.
Кейнс начал разрабатывать свою теорию в период Великой депрессии 30-х гг., а потому основным положением его теории является критика классического подхода к равновесности, сбалансированности экономической системы. Согласно Кейнсу, человеческое поведение и внутренние экономические тенденции нарушают действие равновесных рыночных механизмов. Главными мерами государственного воздействия на экономику Кейнс считал денежно-кредитную и бюджетную политику.

Если денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование частных инвестиций, то целью бюджетной политики должно стать увеличение совокупного спроса за счет бюджетных расходов самого государства: кредитования частных предпринимателей, организации государственных закупок товаров и услуг, и общественных работ.
Идеи Кейнса доминировали в экономической науке второй половины 20 века. Вплоть до начала 1970-х гг. теория Кейнса определяла государственную политику США, где целью правительства стало обеспечение полной занятости мерами государственного регулирования экономики. В рамках этой парадигмы во многих странах была осуществлена национализация энергетики и транспорта, а также начала развиваться система социальной поддержки наименее защищенных слоев населения (пенсии, пособия для многодетных семей, медицинское обслуживание).
Альтернативные кейнсианству направления экономической политики (скандинавская концепция «государства всеобщего благоденствия», французский дирижизм, германская доктрина «социального рыночного хозяйства») также выступали за широкое проведение правительственных программ. Принципиальным отличием французского дирижизма является то, что на государство возлагаются задачи не только по сглаживанию циклических спадов, но и по обеспечению «гармонизированного роста». Согласно Франсуа Перу (1903-1987) экономический мир изначально основывается на неравенстве, в результате чего социально-экономические отношения глубоко деформируются.

Один из видов такой деформации возникновение «полюсов роста» - быстрорастущих отраслей, которые тянут за собой развитие всей экономики. Одной из характерных черт французского дирижизма стало широкое использование методов индикативного планирования, основанного на следующих утверждениях: сбалансированный рост недостижим, политика роста это всегда политика неравномерного роста; политика роста, осуществляемая как структурная политика, направлена не на приспособление к существующим структурам, а на активное преобразование структур в желаемом направлении; поскольку рост неравномерный, структурная политика есть обязательно политика избирательная, а не глобальная.
Скандинавская модель «государства всеобщего благоденствия» также исходила из неравновесности экономической системы, предлагая денежно-кредитные методы макроэкономического регулирования экономики. В скандинавских странах также был введен тезис об обязанности государства обеспечить своим гражданам определенный уровень благосостояния, в частности, за счет проведения активной социальной политики.



Содержание раздела