Проведение неформальной углубленной ревизии


обвальная конверсия не позволила осуществить плавный, с технико-экономической и социальной точек зрения, переход к выпуску конверсионной продукции;
нарушена этапность конверсии: широкомасштабная конверсия началась до разработки новой военной доктрины, которая должна определять требования к глубине конверсии и программам вооружения;
внутренний рынок широко открыт для иностранных производителей и не учитывает стадии освоения предприятиями ОК конверсионной продукции.
Проведенные исследования показали, что основными объективными предпосылками преобразований в оборонной промышленности являются:
осуществление мероприятий по военной реформе, реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации и связанные с ним количественные и качественные изменения требований к вооружению и военной технике;
резкое снижение объемов государственного оборонного заказа, структурные сдвиги в номенклатуре техники, низкий уровень загрузки при избыточности производственных мощностей предприятий, недостаточность и отсутствие необходимых мощностей для выпуска продукции качественно нового уровня;
необходимость глубокой модернизации производственных мощностей и их обновление на новой технологической базе, создания единой научно-производственной базы для разработки и выпуска перспективных конкурентоспособных видов продукции как для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, так и технического перевооружения важнейших сфер экономики России;
необходимость создания адекватных социально-экономических условий для работников, связанных с обеспечением военно-экономической безопасности России.
Указанные предпосылки вызвали необходимость принятия Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы, проект которой был разработан Минэкономики России и одобрен Правительством Российской Федерации.
Основные подходы к реформированию оборонной промышленности, предусмотренные данной Программой включают:
концентрацию оборонно-промышленного потенциала на основе предусмотренных законодательством форм реорганизации предприятий и организаций путем их вертикальной и горизонтальной интеграции;
оптимизацию состава предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, на основе его конкурсного размещения;
перевод там, где это целесообразно, производства техники с серийных заводов на опытные производства при ведущих НИИ и КБ;
перепрофилирование высвобождаемых производств под выпуск пользующейся платежеспособным спросом гражданской продукции;
обеспечение социальной защищенности работников, высвобождаемых из военного производства;
проведение целенаправленной политики государственной поддержки градообразующих предприятий и закрытых административно-территориальных образований;
развитие рыночной инфраструктуры и создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций;
углубление интеграции производства на базе использования двойных технологий, формирование наукоемкой, высокотехнологичной, диверсифицированной промышленной базы, обеспечивающей в перспективе техническое перевооружение Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований Российской Федерации (ФСБ, МВД, ФПС, ФАПСИ и др.) и устойчивое развитие предприятий и организаций оборонной промышленности.
Развитие обороной промышленности в период 2001-2005 гг. в значительной мере будет определяться степенью реализации задач Программы и созданием организационных и экономических предпосылок для интенсификации оборонной промышленности.
Исходя из реальной оценки экономических возможностей в период до 2005 года ожидается продолжение процессов структурной перестройки оборонной промышленности в соответствии с системой военного строительства страны, национальными приоритетами развития науки и техники, а также конъюнктурой мирового рынка вооружений и высоких технологий.
В связи с этим со стороны Правительства РФ и Минэкономики требуется проведение ряда основных специфических мер по выводу ОК из кризиса, а именно:
1. Проведение неформальной углубленной ревизии (экспертизы, аудита) предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности с целью выявления жизнеспособных коллективов исследователей и разработчиков, производств и опытно-конструкторской базы, которые сохранились в условиях резкого и некомпенсированного сокращения государственного оборонного заказа и других источников бюджетного финансирования.


2. Определение перечня научно-технических областей, критически важных для поддержания обороноспособности страны и сохранения конкурентоспособности на мировых рынках вооружений, в соответствии с новой военной доктриной и современной военно-политической ситуацией в мире.
3. Проведение селективной государственной политики в целях привлечения финансовых средств для инвестирования оборонного комплекса. Особенно важной является разработка государственной политики по активизации в отечественной экономике инвестиционного процесса на основе принудительной капитализации прибыли предприятий сверх установленной рентабельности и ограничения сверхдоходов с тем, чтобы вывести предприятия на режим реального самофинансирования.
4. Концентрация государственной поддержки на жизнеспособных коллективах, работающих на критически важных направлениях.
Эту меру необходимо рассматривать как временную, вводимую вынуждено в период кризисного развития. По мере стабилизации экономической ситуации возможен возврат к конкурсным принципам военных исследований, разработок и опытного производства.
5. Отказ государства от поддержки бесперспективных предприятий, неспособных снизить издержки производства и вписаться в рыночные структуры, и поддержка тех предприятий, которые удовлетворяют реальный рыночный спрос, предлагают перспективные проекты по выходу на мировой рынок.
6. Развитие работ по созданию и распространению технологий двойного назначения.
7. Меры по сохранению оборонного научно-технического потенциала в интересах исключения тяжелых социальных последствий и взрывов должны сопровождаться мерами по конверсии оставшихся вне рамок оборонного комплекса предприятий, производств, коллективов, основных фондов с учетом следующих моментов:
необходимость предоставления более широких полномочий региональным органам власти по интеграции и выстраиванию технологических цепей из высвобождающихся научно-производственных мощностей ОК;
снятие режимных ограничений с предприятий оборонного комплекса, остающихся без оборонного заказа, и предоставление им большей свободы в реструктуризации, приватизации и проведении других организационно-финансовых реформ;
содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций в конверсионные проекты;
государственная поддержка информационных, консалтинговых и иных обеспечивающих структур, обслуживающих конверсируемые промышленные предприятия и научно-исследовательские организации оборонных отраслей.
8. Реализация основных целей инвестиционной деятельности в оборонном комплексе должна определяться в рамках решения задач по следующим направлениям:
совершенствование законодательной и нормативной базы в области инвестиционной деятельности (прежде всего упорядочение налоговой системы) с целью создания оптимального инвестиционного климата для отечественных и зарубежных инвесторов;
реструктуризация оборонного комплекса (проведение институциональных преобразований, направленных на совершенствование процессов конверсии и приватизации предприятий ОК и развитие его организационной структуры - создание казенных и государственных унитарных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов, использование лизинга и военно-гражданской интеграции;
дальнейшее развитие системы государственного страхования частных инвестиций от коммерческих и некоммерческих рисков;
целевое использование прямых внебюджетных инвестиций, прежде всего кредитов коммерческих структур, международных финансовых структур (МБРР, ЕБРР), кредитных линий по межгосударственным соглашениям, международной помощи для проведения конверсии;
привлечение прямых внебюджетных инвестиций для создания совместных предприятий за счет операций на фондовом рынке.
9. Разработка и внедрение методических рекомендаций по разработке инвестиционных проектов предприятий.
Реализация указанных мероприятий возможна только при усилении регулирующей функции государства по управлению экономикой и оборонным комплексом страны, включая их инвестирование.
Целью дальнейших исследований является разработка предложений по направлениям развития институциональных преобразований в ОК, повышению роли государства в регулировании экономики и производства оборонного комплекса, включая процесс их инвестирования, а также разработка методических основ планирования реализации и оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.




ВЫВОДЫ



1. За годы реформирования экономики в инвестиционной сфере были допущены ошибки. В результате развитие экономики России в 1991-1997гг. происходило в условиях постоянно снижающихся инвестиций в основной капитал (в среднем на 6-8% в год по отношению к предыдущему году).
Для оживления инвестиционной активности и подъема промышленного производства страны целесообразно:



Содержание раздела