Такая система действует в Польше.


Для экономики России роль евро в качестве мировой инвестиционной валюты прежде всего создаст дополнительные возможности для мобилизации инвестиций. Согласно статистическим данным, более 44% иностранных инвестиций в экономику России в 1995 г. пришлось на страны ЕС, в то время как на долю США  29%, Японии  менее 3% [12].
В течение последних лет российские компании все более активно используют возможности международных рынков капиталов для привлечения инвестиций. Так, по имеющимся данным, только в Американские депозитарные расписки (АДР) на акции российских эмитентов уже инвестировано более 10 млрд дол. США [13], активизируется выпуск еврооблигаций, конвертируемых облигаций.

В среднесрочной перспективе российские эмитенты смогут воспользоваться эмиссионными преимуществами большого европейского рынка капиталов для размещения своих облигаций и других инструментов рынка капиталов, деноминированных в евро. Именно в эмиссионной деятельности российских компаний, по нашему мнению, следует ожидать наиболее существенного влияния евро как мировой валюты на деятельность экономических субъектов России.
На наш взгляд, в мире в целом очевидны определенно более сильные и близкие перспективы евро в качестве инвестиционной валюты по сравнению с валютой расчетов. В случае России, наоборот, можно ожидать более существенных результатов прежде всего в сфере расчетов, что может быть объяснено прежде всего общеэкономическими проблемами, небольшим возрастом финансовой и банковской системы, а также слишком малыми размерами финансовых рынков в сравнении с экономическим потенциалом страны.
a
Резервная роль евро непосредственно связана с ее функцией международной инвестиционной валюты, поскольку деятельность частных институциональных инвесторов и центральных банков на рынках капиталов неотделима друг от друга. С точки зрения теории и практики международных валютно-кредитных отношений функция резервной валюты является неотъемлемой для мировой валюты, несмотря на тот факт, что совокупные официальные резервы значительно меньше размера частных финансовых вложений.
В настоящий момент размер официальных резервов в валютах ЕС и ЭКЮ значительно меньше экономического и торгового потенциала зоны евро. Так, по данным Международного валютного фонда, по состоянию на конец 1995 г. официальные валютные резервы, деноминированные в валютах стран ЕС и ЭКЮ, составляли 27% от совокупных мировых валютных резервов, в долларах США  56%, в японских иенах  7% [14].
С точки зрения потенциальной роли евро в качестве мировой резервной валюты принципиальным является то, что с момента создания ЕВС все валютные резервы стран-участниц, деноминированные в бывших национальных валютах ЕВС и ЭКЮ, потеряют свой резервный статус. В результате произойдет сокращение совокупных официальных резервов стран ЕС примерно на четверть. Доля евро в мировых официальных валютных резервах будет несколько ниже, чем совокупная доля валют стран ЕС и ЭКЮ. По некоторым оценкам, первоначальная доля евро
в мировых официальных валютных резервах может составить около 15% [15].
Исходя из приведенных выше соображений, можно утверждать, что степень выполнения евро функции мировой резервной валюты будет всецело определяться резервной политикой в отношении евро третьих стран. Именно желание или нежелание центральных банков держать активы, деноминированные в евро, в своих резервных портфелях и определит в конечном счете, сможет ли евро завоевать достойные позиции в качестве резервной валюты. Безусловно, ключевое значение будет иметь фактор стабильности единой европейской валюты.

Роль евро как резервной валюты для центральных банков третьих стран будет прежде всего определяться степенью использования единой валюты в качестве валюты паритетов. Привязка национальных валют к евро (например, странами ЕС, которые не войдут в ЕВС с момента создания и которые станут участниками Европейского валютного механизма II) или включение евро в состав валютных корзин непременно потребует от центральных банков третьих стран поддержания существенного уровня официальных валютных резервов в евро.


Евро имеет очень хорошие перспективы стать валютой паритетов для стран с активными торговыми отношениями со странами ЕВС. Мы уже говорили о Европейском валютном механизме II для стран ЕС, не вошедших в ЕВС с момента создания, которые, вероятно, будут иметь значительную долю своих валютных резервов именно в евро для обеспечения возможности проведения интервенций на валютных рынках в целях нивелирования давления на национальную валюту. В соответствии с порядком функционирования Европейского валютного механизма II многие страны могут ввести более узкие пределы отклонения от центрального курса, нежели максимально допустимые (т.е. ±15%), что еще более увеличит их спрос на резервные активы в евро.
Ситуация с политикой валютного курса в странах Восточной Европы, несмотря на всю свою сложность и неоднозначность, также представляется ясной. Не рассматривая здесь глубоко проблему оптимальной политики валютного курса, отметим, что достаточно очевидны выгоды от привязки национальных валют с ограниченной стабильностью и относительно высокими темпами инфляции либо к одной стабильной валюте, либо к правильно скомпонованной валютной корзине, что в полной мере относится к переходным экономикам рассматриваемой группы стран. Главным преимуществом привязки к стабильной валюте или корзине, на наш взгляд, является нивелирование инфляционных ожиданий за счет реальной ревальвации национальной валюты из-за разницы в темпах инфляции, или иначе “импортированная стабильность”.

Однако при этом сохраняется проблема конкурентоспособности национальной экономики из-за реальной ревальвации, которая в принципе может быть решена периодическими девальвациями (корректировками центрального паритета), например в форме наклонной привязки (crawling peg), что в свою очередь сопряжено с определенным риском дестабилизации. Такая система действует, например, в Польше. Некоторую аналогию можно провести с действовавшим в России до конца 1997 г. валютным коридором (имея в виду формальное отсутствие центрального паритета).
Относительные преимущества привязки к стабильной валюте, а также очень тесные торговые связи стран Восточной Европы и ЕС вместе с планами расширения ЕС на Восток в среднесрочной перспективе позволяют утверждать, что привязка большинством стран рассматриваемого региона своих национальных валют к евро или к корзине валют со значительным весом единой европейской валюты представляется очень вероятной сразу после ее введения. Так, Чешская республика и Болгария уже объявили об изменении ориентации своей политики валютного курса с марки ФРГ и доллара США только на марку ФРГ, что свидетельствует в пользу приведенного выше заключения. По заявлению главы Банка Литвы, Литва сохранит увязку лита с долларом США до 1999 г., а затем увяжет лит с евро или с евро и долларом США.
Говоря о перспективном месте евро в официальных валютных резервах России, следует отметить, что в основном оно будет определяться скоростью адаптации основных экономических субъектов к новым условиям в международных экономических отношениях, степенью и скоростью дедолларизации экономики России, а также, что немаловажно, политикой Банка России в области валютного курса, поскольку значительная доля валютных резервов будет требоваться для обеспечения стабильности курса национальной валюты. По мнению руководства отдела валютной политики Банка России, введение евро  это вызов для Центрального банка России, обязывающий его изменить подход к формированию и управлению национальными валютными резервами. Руководство банка уже поставило на повестку дня вопрос о включении евро в состав портфеля валютных резервов, как и вопрос о создании рынка ценных бумаг, номинированных в этой валюте [16].
Что касается возможной привязки российского рубля к евро, то здесь следует прежде всего упомянуть о недавно утвержденной новой политике валютного курса в Российской Федерации. Согласно совместному заявлению Правительства РФ и Центрального банка РФ “О политике валютного курса” от 10 ноября 1997 г. и сделанному тогда же заявлению Центрального банка “О политике валютного курса в 1998 г. и последующие годы” Россия переходит от практики установления краткосрочных ограничений на изменение курса российского рубля к определению среднесрочных ориентиров динамики курса российской национальной валюты и привязывает российский рубль к доллару США на период 1998-2000 гг. Центральный курс устанавливается на отметке 6,2 деноминированных рублей за 1 доллар США, пределы допустимых отклонений определены в размере ±15% [17]. Из этого следует, что привязка рубля к евро или корзине с существенной долей евро будет в принципе возможна лишь после 2000 г.
По нашему мнению, наиболее оптимальной для российской экономики была бы привязка евро в среднесрочной перспективе к валютной корзине, состоящей из доллара США (50-70%) и евро (30-50%). Однако сама возможность такой меры будет определяться использованием евро российскими экономическими субъектами в качестве валюты расчетов во внешней торговле и инвестиционной валюты и, конечно, стабильностью единой европейской валюты.



Содержание раздела