Структура платежной системы


Нельзя сказать, что новая услуга пользовалась большим спросом. Первоначально в проекте принимали участие 10-12 ресторанов. Их владельцы должны были отчислять компании Diners Club 7% от суммы каждой покупки, совершенной с помощью карты, а члены клуба - ежегодно выплачивать взнос в размере $3.

Рестораторы боялись конкуренции клубных карт с кредитными картами самих заведений, а потенциальных клиентов Diners Club отпугивала ограниченность сети приема.
Однако в дальнейшем бизнес платежной системы развивается стремительно. Уже к концу 1950 г. 20 тыс. нью-йоркцев расплачиваются в ресторанах с помощью клубной карты. В течение следующих трех лет карту начинают принимать торговые и сервисные предприятия Канады, Мексики, Пуэрто-Рико, Великобритании, Франции и других стран. Клуб приобретает статус международного. Открываются фран-чайзинговые организации Diners Club в Великобритании, Испании, Бразилии и Австралии.

С 1961 г. при изготовлении карт вместо картона используется более практичный материал - пластик. Начинается новый период и в истории платежной системы, и в истории человечества - эпоха пластиковых денег.

Структура платежной системы

На конец 2004 г. международная платежная система Diners Club объединяет 73 франчайза, ее карты принимаются к оплате более чем в 200 странах. Общий торговый оборот по итогам 2003 г. составил $29,8 млрд. Владельцем компании Diners Club International и одноименной торговой марки является корпорация Citigroup.
В отличие от других международных систем, таких, как Visa или Eurocard/MasterCard, Diners Club - небанковская платежная система. Здесь отсутствует понятие членства в системе. Правом использования торговой марки и правом ведения бизнеса на определенной территории (как правило, исключительным) наделяются франчайзы, которые являются участниками сети (в терминологии платежной системы Diners Club).

Они заключают несколько соглашений с компанией Diners Club International и несут перед ней целый ряд обязательств, в том числе серьезных финансовых обязательств - как фиксированных, так и зависящих от величины торгового оборота. Франчайзы выплачивают сбор за право участия в сети, право использования торговой марки, вкладывает средства в обеспечение технологии на глобальном уровне, в маркетинг платежных карт.
Франчайзы строят бизнес международной платежной системы на вверенной им территории самостоятельно, однако решение ключевых вопросов согласуют со штаб-квартирой Diners Club International (она расположена в Чикаго). В соответствии с договором с DCI фран-чайзы несут ответственность за продвижение торговой марки, выбор деловых партнеров, оказание держателям карт услуг, включенных в стандартный сервисный пакет Diners Club. Сотрудники штаб-квартиры регулярно проводят аудиторские проверки компаний-франчайзов.
Так же, как в других платежных системах, в Diners Club разработаны операционные правила и созданы органы, которые координируют деятельность франчайзов. Это представительные органы IOPC (International Operating Policy Community) и Global Board, которые собираются 1-2 раза в год для решения стратегических вопросов развития бизнеса.
Кроме того, платежная система структурно делится на четыре глобальных региона - Latin America, North America, EMEA, Asia/Pacific. Соответственно существуют четыре региональных офиса Diners Club. Российский франчайз находится в ведении самой крупной структурной единицы с офисом в Лондоне - Diners Club EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка).

Франчайзы ежегодно согласуют финансовый и бизнес-планы со своим региональным офисом.

Diners Club в России

Сегодня карты Diners Club - элитарное платежное средство категории ТЕ (Travel and Entertainment). В отличие от карт других платежных систем они являются не только средством проведения расчетов в торгово-сервисных предприятиях и получения наличных. Это в первую очередь статусный продукт, ориентированный на состоятельных клиентов. Не случайно в терминологии Diners Club вместо общепринятого для других платежных систем понятия держатель карты (cardholder) используется понятие член карточного клуба (cardmember). Дело в том, что держатель автоматически становится членом клуба и получает неограниченный доступ к достаточно объемному сервисному пакету Diners Club.



На карте указывается, в течение какого времени ее владелец является членом клуба.
В Советском Союзе фактически единственной категорией граждан, которая могла бы пользоваться элитарными картами, тем самым открыто демонстрируя свою финансовую состоятельность, были иностранцы, приезжавшие сюда для работы, а также интуристы. Именно в расчете на них еще в 1969 г. - задолго до того, как в страну пришли другие международные платежные системы, - происходило формирование сети приема карт Diners Club. В нее вошли валютные магазины Березка, а также некоторые рестораны и крупные гостиничные комплексы.

Спустя два с лишним десятилетия, в 1995 г. в Москве была образована компания Diners Club Russia. Она получила лицензию на право ведения бизнеса платежной системы на территории Российской Федерации и стала полноправным участником сети Diners Club.
На первом этапе своей деятельности компании пришлось решать одну специфическую проблему. Дело в том, что в соответствии с российским законодательством только кредитные организации имеют право выпускать карты платежных систем. Поэтому российский франчайз пошел по пути заключения с банками сублицензионных соглашений на эмиссию и эквайринг карт. В ведении Diners Club Russia остается контроль над централизованным процессингом, маркетингом и над предоставлением держателям карт услуг, включенных в клубный сервисный пакет. Примечательно, что платежная система Diners Club впервые применила систему сублицензирования банков, адаптируя свою деятельность к букве российского закона.

Некоторые франчайзы в других странах пытаются использовать эту схему для расширения каналов распространения карт.
В качестве своей целевой аудитории Diners Club Russia изначально рассматривала людей с доходом выше среднего. К концу 2004 г. число российских членов клуба Diners Club превысило 27 тыс. Сеть приема карт включала в себя свыше 30 тыс. торговых и сервисных предприятий на территории страны.

С каждым годом становился шире клубный сервисный пакет. Сегодня российским членам клуба предлагаются следующие услуги:
возможность расплачиваться с помощью клубной карты в торгово-сервисных предприятиях по всему миру;
возможность получать денежные средства в банкоматах и пунктах выдачи наличных, расположенных в 200 странах;
страхование (от несчастного случая, задержки рейса, потери багажа и т.д.) в поездках по России и за рубеж на сумму до $150 тыс., причем действие страховки распространяется на путешествующих с владельцем карты членов его семьи (супруга/супругу и детей);
бесплатное посещение любого из 90 салонов ожидания первого и бизнес-класса, расположенных в аэропортах и крупнейших бизнесцентрах мира, в том числе в России;
участие в бонусной программе: член клуба оплачивает товары и услуги с помощью карты и накапливает бонусные баллы, а затем выбирает себе подарки;
помощь в случае утраты карты, в том числе срочный выпуск временной карты и доставка ее в любой уголок мира, выдача наличных на неотложные расходы и т.д.;
выпуск дополнительной карты для близкого человека;
оперативное и конфиденциальное информирование о состоянии счета (с помощью SMS-сервиса, электронной почты или через веб-сайт);
специальные предложения от деловых партнеров клуба: скидки в отелях и торговых сетях, ювелирных магазинах и бутиках и т.д.;
бесплатная подписка на журнал для членов клуба.
По сравнению с другими платежными системами в Diners Club самая высокая средняя величина покупки. Учитывая высокий социальный статус своих клиентов, платежная система не устанавливает ограничений на сумму единовременной транзакции. Владелец карты может израсходовать за одну операцию любую доступную ему сумму.

Например, по картам, эмитированным в России, производились единовременные транзакции на суммы до $300-400 тыс.
Одним из приоритетных направлений деятельности компании остается обеспечение безопасности расчетов. Поэтому объем мошеннических операций по картам международного клуба составляет всего 0,058% денежного оборота - это один из самых низких показателей по отрасли в мире. На низком уровне в Diners Club и объем оспоренных операций (charge back).

Продукты компании Diners Club Russia

По данным на конец 2004 г., большинство российских карт Diners Club - дебетовые или кредитные. В то время как во всем мире каждая третья карта Diners Club - так называемая чардж-карта*(59) (карта со льготным периодом действия кредита). Фактически она позволяет ее владельцу бесплатно пользоваться кредитом в течение 30 дней (эта цифра может меняться в зависимости от особенностей национального законодательства и условий организации-эмитента).
На российском рынке платежных средств первые чардж-карты Diners Club появились только в августе 2003 г. Примечательно, что оборот по ним оказался в 10 раз выше, чем среднемесячный оборот по дебетовой/кредитной карте.

Интересные записи



Содержание раздела