На пути к универсализации карточных продуктов


Крайне важно отойти в сторону от общепринятых мнений, что даст возможность рассмотреть карту под новым углом зрения, как перспективу для нового бизнеса, а не только в качестве некого стандартного продукта в рамках установленных границ, правил и инструкций. При этом время от времени желательно производить существенный пересмотр всего бизнеса в свете значительных изменений рыночной ситуации и технического прогресса.

На пути к универсализации карточных продуктов...
                                                              
В настоящее время существует глобальная тенденция перехода от функционально строго разграниченных дебетовых и кредитных карт к универсальным многофункциональным карточным продуктам. Стандартные дебетовые и кредитные карты будут подвергаться изменениям и со временем переродятся в универсальные карточные инструменты для всех видов платежей, с помощью которых банки будут предоставлять клиентам свои услуги как на внутреннем локальном рынке, так и за его пределами. Эти продукты будут обладать широким спектром усовершенствованных функций, включая отсроченные платежи, предоставление кредитной линии, удаленные банковские операции, программы лояльности, услуги страхования, а также, при необходимости, совершение трансграничных платежей.

При этом предоставление держателю карты сервиса обслуживания по всему миру, невзирая на государственные границы, является, по нашему мнению, только одной из возможных функций этого инструмента, далеко не исчерпывающей потенциала самого продукта.
Здесь обратим внимание на то обстоятельство, что существующая в настоящее время международная сеть приема карт к оплате в большинстве стран создавалась и принадлежит национальным организациям и может предоставляться в рамках платной услуги всем платежным системам, которые в ней нуждаются. Что касается сервиса, предоставляемого международными платежными системами, то и он в перспективе может предлагаться как платная услуга, а не в рамках обязательного на сегодняшний день участия в этих структурах. Таким образом, банки смогут покупать эту услугу по мере надобности как подключаемую функцию и оплачивать ее по факту пользования. Такого рода сотрудничество с международными банковскими ассоциациями позволит обеспечить в случае необходимости повсеместное обслуживание карт за границами страны.

Тем не менее развитие карточной инфраструктуры внутренних, отечественных массовых платежей должно явиться первоочередной задачей национальных платежных систем (учитывая тот факт, что этот рынок представляет собой более 90% всего объема операций по оплате потребительских расходов). Разделяя общепринятое мнение о важности международного брэнда для заграничных операций, внутри национальных границ он играет второстепенную роль. Самым главным и поэтому лицевым должен быть локальный брэнд. В отличие от международных платежных систем мы считаем, что для локальных карт международные брэнды могут быть смещены на тыльную сторону карты как обозначение дополнительной услуги.

Это может стать первым шагом к размещению нескольких международных брэндов на одной карте, что сократит банковские затраты и создаст дополнительные удобства для клиента.
Таким образом, потребитель может получить от своего банка единую банковскую карту, которой будет достаточно для осуществления всех видов платежей. С другой стороны, банки, предлагающие такого рода финансовые услуги своим клиентам, смогут создавать индивидуальные карточные продукты для каждого клиента, подключая различные функции. Такое подключение может производиться на ограниченное время - например, предновогодний дисконт или страхование на время туристической поездки.

Именно этот тип карты, выпущенной на длительный срок, сможет в полной мере соответствовать всем основным потребностям потребителя в рамках его обычной среды проживания, а также во время путешествий. Переход к единой карте будет, несомненно, поддержан сообществом мечантов, поскольку они и сейчас не видят разницы между кредитными и дебетовыми картами и поэтому не готовы платить более высокую комиссию за прием кредитных карт. Мечанту важно знать только одну вещь - в достаточной ли степени платежеспособен покупатель, а откуда придут деньги - это проблема клиента.


Национальные платежные системы, как известно, могут значительно отличаться друг от друга на фоне факторов масштабного, политического, социального или финансового характера. Поэтому объединение всех этих различных систем в однородную структуру с одинаковыми функциями, поддерживаемыми всеми и везде, практически невозможно. Но это реально, если речь идет о небольшом числе наиболее важных стандартных услуг, таких, как выдача денег через банкомат или оплата кредитной картой. Все остальные услуги должны быть предоставлены держателям карт только на локальном уровне. Обладая разнообразной, часто меняющейся функциональностью, локальные платежные системы будут гибкими и смогут эффективно реагировать на изменение местного рынка.

В свою очередь международные платежные ассоциации будут продолжать предоставлять пользователям своих продуктов оставшийся ряд специализированных услуг.
Разумеется, данные перемены могут повлечь за собой радикальные изменения текущей политики международных платежных систем. Но в то же время они жизненно необходимы для их банков-членов, поскольку сделают карточные программы не только более прибыльным и надежным бизнесом, но и позволят успешно конкурировать на основе новаторства, гибкости и новых идей. Несмотря на то что международные платежные системы занимают сегодня лидирующие позиции, практически монополизировав карточный бизнес, мы надеемся, что они поймут необходимость этих изменений и своей новой роли на рынке. Иными словами, они традиционно будут конкурировать между собой на международном рынке и в то же время дадут своим банкам-участникам возможность независимо работать на локальных карточных рынках.

В будущем им придется защищать свой бизнес против новых конкурентов, таких, как существующие телекоммуникационные компании с их международными договорами по роумингу.

Будущее - за предавторизацией

Что касается функций уже упомянутой новой универсальной банковской карты, то наиболее часто они будет использоваться для оплаты покупок, осуществляемых на территории проживания ее держателя, на которые приходится львиная доля ежемесячного расходного бюджета любой семьи. Вследствие слияния различных продуктов на едином пластике функциональность карты будет преобразована настолько, чтобы отвечать всем потребностям участников платежного процесса - потребителей, банков, мечантов и т.д.
На протяжении последних десяти лет мы настоятельно рекомендуем пользоваться механизмом предавторизации средств как идеальным методом контроля платежеспособности конкретного потребителя. Предавторизация представляет собой безотзывную банковскую гарантию или поручительство, направляемое в адрес мечанта относительно оплаты любой покупки в рамках предоставленного банковского лимита. Такая единая форма оплаты удобна для всех участников платежного процесса и в итоге, по нашему мнению, вытеснит все другие формы оплаты с помощью карт.
С помощью предавторизации торговец получает 100-процентную банковскую гарантию того, что платеж будет им получен, в то время как со счета держателя деньги снимаются только после того, как сделка состоялась: либо путем вычета суммы платежа из оставшихся на картсчете средств, либо предоставлением овердрафта или ссуды. Предавторизация позволяет реализовать еще одну очень важную дополнительную функцию банковской карты: ясное и четкое отображение покупательной способности потребителя теперь несет не только его банковский счет (как в случае использования обычных дебетовых и кредитных карт), но непосредственно сама карта. Это очень важное обстоятельство, поскольку обычно люди хотят иметь возможность проверить свою платежную возможность до того, как покупка будет сделана. Ведь только весьма обеспеченный клиент может оплатить покупку, не интересуясь, сколько у него осталось денег на счете. Клиенту со средним доходом психологически важно знать, какими средствами он располагает, прежде чем принять решение об оплате.

Исследования, проведенные независимыми организациями, показали, что потребители хотели бы проверять баланс своего карточного счета по нескольку раз в месяц, чтобы знать, сколько у них денег сегодня.
Именно это обстоятельство позволит значительно сократить время перехода от наличных к картам, отображающим сумму остающихся на счете средств, по сравнению с аналогичным переходом к картам, при использовании которых баланс отображается только на банковском счете.

Возможности офлайна

В настоящее время многие карточные эксперты склонны считать, что изменить нынешнюю ситуацию могло бы дальнейшее развитие телекоммуникационной инфраструктуры. Повсеместное использование Интернета и сотовых сетей в качестве транспортной среды, по их мнению, могло бы значительно снизить стоимость онлайновых транзакций и позволить полностью отказаться от офлайновых карточных операций. Однако, основываясь на результатах ранее проведенных исследований, касающихся мобильных платежей, мы убеждены в том, что офлайновые платежи в торговых точках и в этом случае будут по-прежнему предпочтительнее как в местах совершения массовых розничных платежей, так и в многочисленных киосках и на базарных прилавках.

Интересные записи



Содержание раздела