Лекция VII. Свободное движение товаров (правовое регулирование)


Роль ЕК. Что происходит, если национальное правительство не следует союзному решению. Оформление судебного иска. Порядок рассмотрения дела в ЕСП.

Дело об "индейках". Рассмотрение споров между государствами в ЕСП. Применение истцом статей 173 и 771 Римского Договора. Права "привилегированных" и "непривилегированных" лиц.

Дело Roquette Freres SA v Council. Кто может обращаться в ЕСП в соответствии со статьей 177 Римского Договора. Дело Fogh v Novello.

Возможность ссылки на locus standi. Принцип acfe clair.
Согласно Римскому Договору (ст. 155) надзор за правильностыо действий государств - членов ЕС с точки зрения положение Договора возложен на ЕК. Именно она наблюдает за тем, чтобы на всем пространстве ЕС нормативные союзные акты осуществлялись единообразно.

А для этого, как указывалось выше, государства должны либо признать и принять прямое действие таких актов, либо создать собственные нормы для их реализации. Обычно так и происходит, но... все правила имеют исключения, и, вдруг какая-то из стран не следует порядку, установленному Договором. Происходит сбой, от которого страдают лица (физические и юридические), отдельные страны ЕЭС иди ЕС в целом.

Каким образом действуют пострадавшие в защиту своих интересов?
Пострадавшие лица могут обратиться в национальный суд государства- нарушителя с соответствующим исковым заявлением, в котором они укажут на факт нарушения союзного правопорядка, на свой ущерб в связи с этим и будут требовать должного удовлетворения.
Если национальный суд уклоняется от своих обязанностей, дело может быть передано в ЕСП, который, как мы помним, дал индивидуумам такое право еще в ранний период (1963) в деле Van Gendj en Loos и подтверждал его позже в других странах.
Государства ЕС имеют возможность в соответствии со ст. 17Q Договора возбудить дело против виновной стороны в ЕСП, как это, например, сделала в 1978 г. Франция против Великобритании по конфликту о вопросах рыболовства. Но могут они, и это происходит значительно чаще, обратиться с жалобой в ЕК. И тогда действия против виновного будут направлены с ее стороны на ocновании ст.

169 Договора.
Что происходит в этом случае? Имеют место две фазы одного процесса. Первая - административная, которая дает возможность стороне-нарушителю добровольно исправить положение или мотивировать свои поступки.
В этой фазе комиссар ЕК (генеральный директор) обратится письменно к государству, которое не исполняет союзную норму, изложит свое мнение о том, каким образом следует исправить ситуацию. Это обращение носит рабочий и закрытый (дискретный) характер. Естественно, что государство-нарушитель ответит также письменно на обращение ЕК, изложив свои аргументы, суть которых, сак правило, сведется к тому, что нарушений союзного правопорядка с его стороны не было.
Если, таким образом, ЕК не получает удовлетворения, она доставляет документ и обоснованное мнение (reasoned opinion), которым заканчивается административная фаза процедуры по ст. 1169 Договора.
Это мнение, составляющее основу судебного иска, предоставляет государству- нарушителю последний шанс решить дело "полюбовно" вне ЕСП. Часто так и бывает, поскольку ни та, ни другая сторона в целом не заинтересованы в огласке дела и в его судебном разбирательстве.
Если же этого не происходит, то ЕК передает дело в ЕСП. Цель рассмотрения дела - добиться заявления (решения) ЕСП о том, что обвиненная сторона действительно нарушила свои обязательства. Затем в соответствии со ст.

171 Договора виновная сторона должна принять меры по исправлению положения. А если она этого не делает? ЕК вновь возбуждает против нее дело по ст. 169.

Иными словами, дело слушается вновь, оно затягивается. Время идет и работает в пользу виновника, который таким образом получает отсрочку в реализации чем-то ему невыгодных норм ЕС.
Обычно это касается того сакраментального, что лежало в основе Договора о ЕЭС: ст. 30 о свободном движении товаров. А прикрытием служит ст. 36 этого же Договора, которая дает возможность государствам воздерживаться от применения положений Договора при определенных обстоятельствах.



Хорошим и показательным примером может служить слушание в 1982 г. в ЕСП дела "об индейках". Суть его заключается в том, что правительство Великобритании установило запрет на ввоз невакцинированной птицы из Франции, которая якобы могла быть заражена ньюкаслской болезнью.
Основание: английская сторона опасалась, что в этом случае болезнь может поразить птицу на британских островах. Именно подобная ситуация предусматривается ст. 36 Договора о ЕЭС. Франция обратилась с жалобой в ЕК, которая изучив обстоятельства дела, заняла позицию в пользу Франции и попыталась убедить Великобританию отменить запрет.

Последняя стала на путь явных проволочек, предпочитая все свести к словопрениям. Дело, в конце концов, после всех предварительных стадий перешло в ЕСП, который, трактуя Договор скорее по духу, чем по букве, решил его в пользу Франции.
В соответствии со ст. 171 Великобритания обязалась выполнить решение ЕСТ, но... она получила столь необходимую "передышку", которая позволила ее птицепромышленности избежать крупных убытков".
Случаев подобного рода в практике БЭС было много. И все они вызывались желанием правящих кругов стран ЕЭС защиты свои отрасли хозяйства в конкурентной борьбе.
По сути, это не что иное, как создание препятствий на пут движения товаров, что является серьезным нарушением Договор 1957 г.
Каков же из сложившейся ситуации может быть выход? Ведь общая задача состоит в том, чтобы хозяйственный механизм ЕС работал как единое целое без каких бы то ни было национальных перегородок.
Применительно к вышеизложенному делу об "индейках", если следовать задуманному курсу созидателей ЕЭС, то правительство Великобритании отводилась бы роль зрителя на похоронах собственной птицепромышленности.
Да, таковы законы рынка: если во Франции эта промышленность эффективнее и договорные положения ЕЭС о конкуренция не нарушаются, конкуренты в других странах должны выкручиваться по собственному усмотрению.
Чтобы облегчить наступление такого положения, создатели ЕС сделали в Маастрихте шаг вперед: были внесены поправки к ст. 171 в ее отношении к ст. 169.

Суд получил право накладывать штраф на виновную сторону в размерах, установленных ЕК в исковом заявлении.
В результате ситуация, с одной стороны, упростилась, поскольку тактика проволочек становится убыточной, а, с другой, усложнилась, поскольку общественное сознание в странах ЕС вряд ли готово к тому, что национальные правительства "умоют руки", не будут спасать собственные отрасли производства от активных и удачливых зарубежных конкурентов.
В конфликтных случаях государства могут и не обращаться 81 ЕК за помощью, а выяснять отношения в ЕСП напрямую. Но они должны соблюсти одно условие: информировать о конфликте EK, которая в течение трех месяцев изучает обстоятельства дела и дает свое заключение (мнение - opinion). По истечении трех месяцев, даже если заключения ЕК не последовало, истец может обратиться в ЕСП. На нем лежит бремя доказательств. ЕК может, кстати, все-таки высказать собственное мнение и занять позицию в пользу одной из сторон.

Эта процедура по ст.1 Договора иногда имеет место, но, в принципе, государства предпочитают разрешать свои противоречия, полагаясь на ЕК.
Со своей стороны, ЕК под грузом работ и из-за ограниченности штата пытается стимулировать слушание дел непосредственно в национальных судах, которые, конечно же, руководствуются ' нормами ЕС и указаниями ЕСП. Это тем более возможно, что в основе такой подход совпадает с позицией ЕСП, который в деле Van Fend en Loos (1963) даже признал право индивидуумов на защиту своих прав в судах, а в деле "Франкович против итальянского государства" признал ответственность государства перед индивидуумом в случае, когда последний понес ущерб из-за того, что государство нарушило право ЕЭС.
На практике, кто бы ни обращался в суд (национальный или ЕСП) - лица или государства, - все информируют об этом ЕК, полагая, что занятая ею предварительная позиция, может благоприятно повлиять на позиции спорящих сторон.
Разбирая вопрос о механизме урегулирования споров, следует также сослаться на положения ст. 186 Договора о ЕЭС, по которым, если дело затягивается, а как мы знаем, если очень постараться, то затягивать его можно до бесконечности, ЕСГГ имеет право приостановить конфликтные действия сторон до вынесения решения по существу. Так, в 1977 г. ЕСП приостановил выплату временных субсидий производителям свиного мяса правительством Великобритании, а также меры ирландского правительства по "консервации рыбных запасов".
Определенный интерес вызывают также положения ст.ст. 173 и 175 Договора о ЕЭС. В первом случае представляется возможность через ЕЭС получить решение (заявление) о недействительности мер, принятых СМ или ЕК. Во втором выдвигается требование о том, чтобы эти органы приняли меры для исполнения нормативных актов ЕС.

Кому предоставляется такая возможность?
Согласно тексту статей речь шла о "привилегированных лицах": государствах - членах СМ, ЕК, а по Маастрихтским соглашениям - ЕП.



Содержание раздела