Сотрудничество в области оборонной политики


Государство, председательствующее в Совете, консультируется с Европарламентом по важнейшим аспектам и об основных альтернативах ОВППБ и обеспечивает, чтобы мнение Европарламента было принято во внимание. Наряду с этим предусматривается регулярное информирование Европарламента председательствующим в Совете государством и Комиссией о развитии внешней политики и политики безопасности Союза. Европарламент имеет право обращаться с вопросами к Совету и давать ему рекомендации и, кроме того, организует ежегодные дискуссии о положении дел в вопросах осуществления ОВППБ.
Система принятия решений по вопросам ОВППБ определяется природой и особенностями структуры сотрудничества в этой области и в отличие от ЕПС появлением двух новых элементов: модификацией институционного механизма и введением метода принятия решений квалифицированным большинством. В результате этого данная система включает три типа норм:


  • общее правило принятия решений требует предварительной выработки общих ориентиров Европейского Совета на основе консенсуса и последующего единогласного одобрения соответствующего решения Советом;

  • специальное правило заключается в использовании квалифицированного большинства при голосовании в Совете по вопросам процедуры, а также по таким вопросам, касающимся общих действий, в отношении которых Совет принял единогласное решение, но которые могут быть одобрены квалифицированным большинством голосов в соответствии с положением, предусмотренным в ст. J.3.2. Договора о ЕС;

  • исключение из специального правила, распространяющееся на вопросы, имеющие оборонное значение в соответствии со ст. J.4.3. Договора о ЕС, означает единогласное принятие решений по данным вопросам.


Сфера предметной компетенции ЕС в осуществлении ОВППБ определяется взаимодействием двух факторов. С одной стороны, из сферы внешней политики и политики безопасности исключены вопросы внешнеэкономические, которые рассматривались нами в других главах и которые остались в компетенции Сообщества. Другие вопросы внешней политики относятся к внутренней компетенции государств-членов, если только они сами не решат, что ряд из таких вопросов представляет общий интерес для всех государств-членов ЕС.

В этом просматривается преемственность правового регулирования ОВППБ с ЕПС, которая, однако, не наблюдается, когда речь заходит о вопросах безопасности и обороны, неизвестных системе ЕПС.
Круг полномочий ЕС в этой сфере представляется более чем широким. С учетом положений ст. "В" и ст. "J.1.1" Договора о ЕС можно утверждать, что к компетенции ЕС относятся все внешнеполитические вопросы, за исключением "общей оборонительной политики" и создания "общих сил обороны", которые, по общему мнению, имеют еще скорее футуристическое, чем реально существующее значение. Однако такого глобального подхода к внешнеполитической компетенции ЕС на деле не существует. Предусматривая установление систематического сотрудничества между государствами-членами в этих вопросах, а также постепенное осуществление ими совместных действий как средства достижения установленных целей, Договор о ЕС в ст. "J.2.1" наряду с этим подчеркивает, что государства-члены информируют друг друга и консультируются с Советом по любому вопросу, представляющему взаимный интерес во внешней политике и политике безопасности.

Следовательно, вопрос, относящийся к ОВППБ и, соответственно, компетенции ЕС, должен не только входить в сферу внешней политики, но, что более важно, представлять взаимный интерес для всех государств-членов. Из анализа положений Договора о ЕС становится ясно, что определение национального интереса в вопросах внешней политики относится к компетенции государств-членов, а значит, необходимо предварительное согласование их воль в определении вопросов, относящихся к предметной компетенции ЕС в этой сфере.

3. Сотрудничество в области оборонной политики
Важное место в Договоре о ЕС отводится вопросам обороны. Как указывалось выше, в ст. "В" Договора сформулирована цель создания в будущем общей оборонительной политики и общих сил обороны, которая дополняется ст., "J.4", устанавливающей, что ОВППБ включает вопросы, относящиеся к безопасности Союза, в том числе и формирования в конечном счете общей оборонной политики, которая могла бы быть преобразована со временем в общую оборону.


Следует подчеркнуть ряд моментов, оказывающих влияние на формирование политики ЕС в этом вопросе. Прежде всего большинство государств — членов ЕС принадлежат к НАТО, которая в настоящее время играет важную роль в Западной Европе в вопросах обеспечения совместной обороны и безопасности своих Членов. Некоторые европейские страны, несмотря на радикальные изменения политической карты Европы после окончания "холодной войны", продолжают рассматривать НАТО в качестве важнейшего гаранта обеспечения их безопасности.

Во всяком случае стремление к расширению этого военно-политического союза свидетельствует об этом. Отсюда можно заключить, что государства — члены НАТО, являющиеся одновременно и членами ЕС, будут проводить в Союзе политику в этих вопросах с учетом своих международно-правовых обязательств, вытекающих из членства в НАТО.
Далее следует напомнить об обстоятельствах, исторически затруднявших формирование европейской системы безопасности. Дело в том, что среди стран — участниц ЕС не существует единства относительно роли НАТО в обеспечении европейской безопасности. Ряд из них обращают внимание на очевидные недостатки НАТО, что, в свою очередь, стимулирует поиски вариантов создания собственно европейской системы безопасности.

Критика недостатков этой организации, усилившаяся особенно с начала 80-х гг., привела вначале к формированию в рамках западноевропейской экономической интеграции такого компонента как ЕПС, получившего затем дальнейшее развитие в договоре о ЕС.
Наконец, существует хотя бы номинально другая западноевропейская организация, а именно — Западноевропейский союз (ЗЕС), перед которым стрит цель консолидации усилий европейских стран в деле создания совместной обороны. Обращение взоров западноевропейских стран к этой организации объясняется стремлением обеспечить компромисс между двумя противоположными точками зрения на роль НАТО в обеспечении европейской безопасности. Одни государства — члены ЕС стремились обосновывать необходимость и совместимость сотрудничества в рамках НАТО с исключительно европейским сотрудничеством, другие же европейские страны противодействовали включению вопросов безопасности и обороны в рамки европейского строительства.

Эти обстоятельства вынудили европейские страны обратить внимание на другую международную организацию — ЗЕС.
Обращение государств — членов ЕС к ЗЕС как инструменту европейского сотрудничества в сфере безопасности и обороны объясняется тем, что эта организация объединяет два существенных условия: с одной стороны, она не ставит проблему совместимости с НАТО, так как учредительный акт этой организации регулирует вопросы взаимоотношений с НАТО в силу самого характера этой организации, а, с другой стороны, ЗЕС объединяет различные группировки государств — членов ЕС, готовых сотрудничать по вопросам безопасности и обороны в его рамках и не согласных делать это в рамках ЕС. Именно поэтому в договоре о ЕС устанавливается несколько уровней сотрудничества в данной сфере. Договор проводит различие между "общей безопHсностью", "общей оборонной политикой" и "общей обороной".

Установление системы "общей безопасности" в рамках ЕС может привести в будущем к формированию "общей оборонной политики", а затем уже обеспечить создание "общей обороны", являющейся, по-видимому, третьим, высшим уровнем сотрудничества в этой сфере.
Договор о ЕС определяет ЗЕС как "неотъемлемую часть развития Союза" и наделяет его функцией разработки и осуществления решений и действий Союза, имеющих оборонное значение. Совет, по соглашению с институтами ЗЕС, принимает необходимые практические меры. По мнению некоторых наблюдателей, ЗЕС, таким образом, превращается в "вооруженный кулак" ЕС.

Указанные положения позволяют сделать вывод, что ЕС не превратился, в силу включения раздела V в Договор о ЕС, в региональную военно-политическую организацию по смыслу гл. VIII Устава ООН, хотя и развивается, очевидно, в этом направлении.

4. Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел
Так называемый третий "столб" Договора о ЕС (раздел VI, ст. "К-К9") содержит положения, которые регулируют сотрудничество по вопросам юстиции и внутренних дел. Как уже отмечалось выше, вместе с разделом М "Положения об общей внешней политике и политике безопасности" упомянутый раздел составляет "сферы политики и формы сотрудничества", которые, объединяясь с Европейским сообществом, ЕОУС и, ЕВРОАТОМом, составляют Европейский Союз.
Причин включения этого нового раздела в Договор о ЕС несколько. Первая состоит в том, что указанная проблематика явно запоздала по сравнению с другими вопросами правовой интеграции Европы, поскольку до включения ее в Договор о ЕС практически не рассматривалась в рамках экономической интеграции. Вторая причина объясняется широтой, разнообразием и важным значением вопросов, которые она охватывает (иммиграция, предоставление убежища, борьба против организованной преступности, сотрудничество по гражданским и уголовным делам, полицейское сотрудничество).



Содержание раздела