Стандарты здравоохранения.


Суд первой инстанции призван рассматривать жалобы на решения о конкурентных правилах, принимаемых Советом ЕАСТ. Такие жалобы могут быть принесены лицом, в адрес которого вынесено решение, или каким-либо другим лицом, которого решение Совета ЕАСТ касалось непосредственно и индивидуально.
В целом следует подчеркнуть, что страны ЕАСТ в их совокупности представляют для Сообщества самый большой рынок сбыта. Они поглощают более четверти экспорта ЕС, больше чем США и Япония вместе взятые. В свою очередь, ЕАСТ направляет в страны Сообщества более половины общего объема своего экспорта.
США являются одним из важнейших торговых партнеров ЕС. По некоторым данным доля американских товаров в импорте ЕС составляет более 16,5%. Для сравнения: доля японских товаров — всего 9,5%. Длительное время США выступали наиболее последовательными сторонниками западноевропейской интеграции, что объяснялось причинами политического характера и соображениями безопасности, хотя создание и укрепление ЕС имело неблагоприятные последствия для американских глобальных экономических интересов, поскольку означало появление нового центра экономической силы, а значит, и конкурента на мировом рынке.

Сложилась определенная практика взаимоотношений США с ЕС и его государствами-членами. Если речь заходит о проблемах международной торговли, то для их урегулирования США обращаются непосредственно к компетентным органам Сообщества. По всем иным вопросам США имеют обыкновение вступать в отношения с каждым государством — членом.

ЕС отдельно, не прибегая к помощи специальных институтов Сообщества, таких, например, как Европейское политическое сотрудничество (ЕПС).
Вместе с тем двусторонний политический диалог между ЕС и США продолжает развиваться. Намечаются контуры двустороннего механизма консультаций и сотрудничества. С 1981 г. практикуется ежегодный обмен делегациями самого высокого уровня во главе с Государственным секретарем США и Председателем Европейской Комиссии.

В ноябре 1990 г. была принята Трансатлантическая хартия, провозглашающая, что ЕС и его государства-члены и США будут взаимно информировать и консультировать друг друга по всем важным политическим и экономическим вопросам, представляющим взаимный интерес. Хартия определяет и механизм таких консультаций, которые проводятся на пяти уровнях:


  • встречи на высшем уровне (от ЕС — глава правительства страны, председательствующей в Совете министров ЕС, и председатель Комиссии; от США — президент страны), проводимые дважды в год;

  • консультации между министрами иностранных дел ЕС и Госсекретарем США при участии Комиссии ЕС, проводимые дважды в год;

  • специальные консультации по конкретным вопросам между Министром иностранных дел председательствующей страны или членами так называемой "тройки", с одной стороны, и Госсекретарем США, с другой;

  • консультации между Комиссией ЕС и правительством США, проводимые дважды в год;

  • брифинги по результатам работы ЕПС на уровне министров стран ЕС, организуемые для представителей США председательствующей страной.


Существующий между ЕС и США политический диалог не является препятствием для возникновения время от времени разногласий и конфликтов в торгово-экономической сфере. По мнению американской стороны, основные проблемы возникают в сфере торговли сельскохозяйственными продуктами, а также по вопросам стандартов ЕС, экспортных субсидий и преференций, предоставляемых Союзом европейским товарам. Высказываются опасения, что в банковском, страховом делах, радиовещании и других областях идет процесс формирования "Европейской крепости", что свидетельствует о постепенном переходе ЕС к политике протекционизма.
Наиболее глубокие торговые противоречия между США и ЕС проявляются в торговле сельскохозяйственными товарами, начало которым было положено принятием ЕС общей сельскохозяйственной политики. Практическим результатом осуществления этой политики явилось требование заблокировать импорт некоторых сельскохозяйственных продуктов. Это вынудило ЕС провести новые переговоры о ряде своих тарифных обязательств в ГАТТ, целью которых явилось устранение точных пределов уровней таких тарифов.



Наиболее распространенным примером, приводимым в американской литературе по данному вопросу, является экспорт цыплят США в Германию, который был практически свернут в результате того, что соответствующие тарифы ФРГ выросли до уровня тарифов, установленных в 60-х гг. в ЕС.
В последующем эта мера ФРГ привела к куриной войне, в ходе которой США решили повысить пошлины на ряд товаров ЕС для возмещения понесенных ими торговых убытков. Похожий спор возник в 1986 г., когда присоединение Испании и Португалии к ЕС и их участие в сельскохозяйственной торговой политике Сообщества стало угрожать сокращением экспорта американского зерна в эти страны. В. этом случае, как и в ряде других торговых споров между ЕС и США, соглашение было достигнуто только после принятия ответных мер, угрожающих интересам обеих сторон. ЕС время от времени продолжает ограничивать доступ США к своему рынку или же субсидировать производство конкурентных американским собственных товаров.

США в ответ на эти действия обращались с жалобами в ГАТТ и получали удовлетворение своих претензий в целом ряде случаев. Любопытно, что несмотря на указанные острые проявления конкурентной борьбы во взаимных отношениях, США ухитрились остаться главным поставщиком сельскохозяйственных продуктов в ЕС.
Иные жалобы США против ЕС обусловлены его субсидиями, стандартами и преференциями. Споры о субсидиях для производства несельскохозяйственных товаров сконцентрировались в основном на двух продуктах: стали и самолетах. В период реструктуризации экономики в конце 70-х — начале 80-х гг. некоторые правительства стран — членов ЕС предоставили существенные государственные субсидии своей сталелитейной промышленности. В течение этого периода экспорт стали ЕС в США значительно вырос и сталелитейные компании США стали жаловаться на то, что компании ЕС прибегают к несправедливой торговой практике.

После серии антидемпинговых процессов и процессов, направленных против субсидирования экспорта, имевших место в США в 1984 г., ЕС согласился сократить количество экспортируемой в США стали в течение последующих 5 лет. В 1989 г. действие этой договоренности было распространено до марта 1992 г.
Споры о стандартах также вызвали торговые трения между ЕС и США. В частности, они касались стандартов здравоохранения. ГАТТ признает правомерными ограничительные меры на импорт товаров, если они диктуются целями обеспечения здравоохранения, как это установлено в ст.

36 Римского договора. Однако для их применения необходимо установить, что такие меры имеют под собой научную основу. В качестве примера приводится спор, касающийся запрета ЕС использовать некоторые гормоны на скотоводческих фермах.

Этот запрет был установлен в ЕС с 1 января 1988 г. Год спустя ЕС запретил импорт мяса со скотоводческих ферм, которые получали эти гормоны, среди которых оказалось много американских поставщиков, в результате чего экспорт американского мяса в ЕС понес ущерб в размере около 100 млн. долл. США возразили против такой меры, указав, что нет научной основы для запрета, и приняли ответную меру против сравнимого объема экспорта ЕС в США. К середине 1992 г. этот спор еще продолжался, хотя США сократили размеры своих ответных мер ввиду роста экспорта свободной от гормонов говядины. США в свою очередь также прибегали к установлению запрета импорта товаров из ЕС на основе соображений здравоохранения, имеющих соответствующую научную основу.

Например, в 1990 г. они запретили импорт произведенного в ЕС вина, содержащего незначительное количество фунгицида. Запрет был снят в 1991 г.
ЕС, в свою очередь, считает, что США также не могут служить образцом добродетели в международной торговле. Однако это не мешает Союзу имитировать политику США в международных экономических отношениях. Это проявляется в подготовках и публикациях ежегодных обзоров торговой практики США, затрагивающей интересы Сообщества.

Так, обзор за 1991 г. подвергал критике раздел 301 Акта о торговле США 1974 г., ссылка на положения которого встречалась в спорах США и ЕС об использовании гормонов животного происхождения и регулировании Сообществом торговли маслосодержащих семян. Кроме того, этот документ раскрывал позицию ЕС по вопросам различия между государственным и местным регулированием поставок товаров, стандартам товаров, окружающей среде, финансовым услугам и налогообложению.
Обзор за 1993 г. содержит одиннадцать пунктов, вызывающих возражения ЕС. Это — торговое законодательство США, содержащее односторонние преимущества; экстерриториально применимое торговое право; применение ограничительных мер в интересах национальной безопасности; политика США по закупке импортных товаров; пошлины на импорт товаров; квоты и таможенные формальности; экспортные субсидии на сельскохозяйственные товары; налогообложение импортных товаров, продающихся по трансфертным ценам, а также автомобилей и унитарное налогообложение доходов; множественность стандартов товаров; услуги; право интеллектуальной собственности и инвестиции.



Содержание раздела