Порядок образования Европейского валютного союза


Кроме того, механизм ERM предусматривал осуществление контроля над обменным курсом собственной валюты, в частности, посредством изменения процентных ставок, с тем, чтобы курсовое колебание ограничивалось некоторыми заданными пределами относительно центрального обменного курса.
Оказалось, однако, что и новая система не сняла проблем. Во Франции и Италии после ее введения проводились девальвации национальных валют, причем президент Миттеран в 1982—1983 гг. не раз высказывался за выход своей страны из этой системы вообще. Правда, благодаря усилиям французской стороны, в частности, министра финансов в миттерановском правительстве Жака Делора, удалось сохранить членство Франции в названной системе Впоследствии, когда Жак Делор занял в Брюсселе пост главы Европейской Комиссии, он с новой энергией стал настаивать на введении единой валюты.
Появившийся при его участии в 1988 г. "доклад Делора" выдвинул план поэтапного перехода членов ЕЭС к единой валюте. Именно этому докладу суждено было стать основой подписанного в начале 1992 г. Маастрихтского договора.
Между тем все еще действующая система ERM, то есть обменно-курсового механизма, уже подвергалась существенным испытаниям на прочность: в Дании на референдуме население отвергло присоединение к Маастрихтскому договору. Это, в свою очередь, активизировало нападки скептиков, что спровоцировало выход в 1992 г. из ERM сначала итальянской лиры, а затем и незадолго перед тем присоединившегося было английского фунта.
В странах — членах ЕС кризис ERM вызвал реакцию двоякого рода. В Англии, например, он сделал громче голоса противников единой валюты3. В Италии, напротив, кризис лишь усилил безусловную поддержку евровалюты.

В большинстве других стран-участниц, впрочем, также возобладала точка зрения, согласно которой в новых условиях свободы перемещения капитала, сложившихся в мире, единую валюту следует признать единственным способом достижения финансовой стабилизации.

4. Порядок образования Европейского валютного союза
Правовой основой Европейского валютного союза (European monetary union) стал Маастрихтский договор (The Treaty on European Union). В этом Договоре фиксировалось обязательство тесно координировать проводимую экономическую политику [ст. 3(1)], выражающую единые цели и реализуемую в рамках указаний, исходящих от Совета ЕС [ст. 102(а)] и [ст.

103(2)].
Предусмотренное договором поэтапное введение единой европейской валюты ("план Делора") предусматривало проведение следующих мероприятий.
Первый этап. Все страны-участницы достигают полного соблюдения положений Договора о свободе перемещения капитала, проводят либерализацию своих финансовых институтов (ст. 104) и ведут работу по достижению конвергенции национальных экономических курсов [ст.

109(е) (1)]. Этап начался 1 июля 1990 г. и закончился 31 декабря 1993 г.1
Второй этап. Он начался 1 января 1994 г. и нацелен на решение всех подготовительных задач, связанных с переходом к следующему, заключительному третьему этапу. На этом этапе был создан Европейский валютный институт (European Monetary Institute) с местонахождением во Франкфурте, призванный обеспечивать более тесное сотрудничество между центральными банками стран — участниц Евросоюза, а также поощрять использование евро (ЭКЮ)2 вплоть до подготовки выпуска соответствующих банкнот.

Кроме того, на Европейский валютный институт возложена задача создания нормативной базы для Европейского Центрального Банка.
Третий этап. В соответствии со ст. 109 (j)(4) третий этап полного экономического и валютного объединения должен начаться не позднее 1 января 1999 г. К этому моменту уже должна быть введена единая европейская валюта.
Совет ЕС квалифицированным большинством голосов стран-членов призван установить, отвечает ли большинство стран критерию экономической конвергенции, по достижении которого можно переходить к третьему этапу. Указанный критерий охватывает допустимые пределы инфляции, бюджетного дефицита, требует соблюдения не менее чем в течение двух лет подряд установленной амплитуды колебаний курса национальной валюты в рамках механизма ERM, а также предусматривает определенные ограничения средних процентных ставок по долгосрочным кредитам.


До начала третьего этапа согласно ст. 109(1) Маастрихтского договора уже должны быть созданы два важных учреждения - Европейский Центральный Банк и Европейская система центральных банков (ESCB). Номиналы экю, или евро, должны быть зафиксированы единогласным решением всех стран-участниц [ст. 109(g)]. Экю, или евро, предназначен для употребления в качестве нормальной валютной единицы под контролем Европейского Центрального Банка [ст.

109 (1)(4)]. Евробанкноты может выпускать только Европейский Центральный Банк, а евромонету вправе чеканить страны-участницы [ст. 105 (la)(i)].

5. Европейский Центральный Банк
Назначенное на май—июнь 1998 г. открытие Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) вплоть до самой даты открытия не останавливало скептиков, с сомнением оценивающих шансы на успешное выполнение своих задач этим учреждением1. Между тем и скептики не отрицают многих положительных сторон в процессе подготовительных работ к открытию ЕЦБ.
Этот Банк создается на базе ранее существовавшего Европейского валютного института; его прежние руководители — бельгиец Александр Ламфалусси (Alexandre Lamfalussy) и голландец Вим Дуйзенберг (Wim Duisenberg) — провели по оценке наблюдателей весьма значительную работу по разработке инструкций, регламентов и подготовке персонала. Большую часть сотрудников института составляют специалисты, имеющие богатый опыт работы в национальных центральных банках.
Кроме того, функционирование ЕЦБ планируется осуществлять в значительной степени через систему национальных центральных банков, которые сами накопили достаточный опыт взаимодействия в рамках упоминавшейся выше Европейской системы центральных банков.
Четко разработанным считают и операционный инструментарий, которым будет пользоваться ЕЦБ. Большую часть его интервенций предполагается проводить в форме операций репо2, с использованием общепризнанных форм их обеспечения. Кроме того, ЕЦБ намерен предоставлять сведения по депозитным курсам, но не будет вести курса учетного процента (дисконтного курса). Учетный процент отслеживает в Европейском Союзе Бундесбанк, а также ряд других национальных банков.

Полагают также, что ЕЦБ будет предписывать национальным центральным банкам долю обязательных резервных отчислений.




Содержание раздела